Дом Половцева на Б. Морской ул., 52

У особняка было очень много владельцев. В ХVIII веке французский купец Еган Даниэль Винтер приобрёл его у поручика Марка Васильева, затем новым владельцем земли стал действительный тайный советник Иван Семёнович Головкин, потом участок перешёл к провиантмейстеру Николаю Максимилиановичу Походяшину, а в 1785-м его выкупил генерал-майор Василий Иванович Левашов. При нём был возведён усадебный комплекс, причём имением распоряжалась императрица Екатерина II, которая позволяла жить в нём некоторым иностранным гостям. Известно, что в 1787 году в доме Левашова 3 месяца жил Франсиско Миранда, в 1793-м граф д’Артуа, а весной 1794-го Екатерина Романовна Дашкова.

Тоже самое продолжалось и в XIX веке, когда участок сменил многих владельцев. В 1806 году, спустя 2 года после кончины Левашова, имение продали, а в 1809-м усадьбу передали Екатерине Александровне Пашковой, которая в 1816-м продала её генерал-адъютанту Павлу Андреевичу Шувалову. Через 4 года имение выкупила супруга статского советника Марья Донаурова, а в 1829-м — Надежда Сергеевна Толстая. Уже в 1835 году участок выкупил князь Сергей Гагарин, который год спустя построил новый особняк. У особняка был повышен второй этаж, корпус со стороны Мойки надстроили третьим этажом, а первый — отделан рустом и замковым камнем. Парадный вход был перенесён на Большую Морскую улицу, где над главной дверью Пель разместил оригинальный полуциркульный эркер. Далее в 1864 году у сына князя Гагарина особняк выкупил барон Александр Штиглиц для своей приёмной дочери Надежды Михайловны, в замужестве Половцовой. Супруг Надежды Александр Александрович был меценатом и ценителем искусства. Желая разместить в доме свою значительную коллекцию картин и скульптур, он решил перестроить дом Гагарина, для чего в 1857-м пригласил архитектора Шмидта, по проекту которого фасады были переоформлены в неоренессансном стиле и облицованы розовым тивдийским мрамором.

Интерьерами и инженерными сетями по просьбе Половцева занялся знаменитый архитектор Николай Федорович Брюллов, который полностью модернизировал канализацию, водопровод и отопительную систему, провел в 1974 году водяное отопление Сан-Галли. Шестью годами позже архитектор Максимилиан Месмахер пристроил западный двухэтажный флигель, где разместились Бронзовый зал и Малая столовая, отделал Парадную галерею, Гостевые парадные залы 2-го этажа были решены в стиле рококо, а вестибюль и парадная лестница оформлены в стиле Людовика XIV.

Венцом творения Месмахера стал Большой Бронзовый зал площадью 164,8 м2, получивший название из-за значительного количества бронзы в убранстве — ей были декорированы стены и потолок, оформлены зеркала, двери, светильники, гобелены. Кроме того, в облицовке использовались свыше 11 видов мрамора. Зал был перекрыт металлическим фонарём с двойным слоем солнцезащитного стекла, оформленным золочёной сеткой с рельефными листьями и розетками. С росписью потолка рифмовался узор наборного паркета, сложенного из тёмного грецкого ореха, морёного дуба, липы, красного и чёрного эбенового деревьев, амаранта, палисандра и розы. По углам Бронзового зала расположились бронзовые панно: «Музыка» с нотным альбомом, валторной, скрипкой, свирелью и маской, «Скульптура» с инструментами ваятеля и мужским профилем в центре (автопортрет Месмахера), панно «Архитектура» с треугольником, транспортиром, отвесом, карандашами и кистями также включает план музея Штиглица. Одним из главных украшений зала стали 4 гобелена «Любовь Богов», сотканных в XVIII веке по эскизам Франсуа Буше на мануфактуре во французском Бове. Интересно, сейчас в наше время, на 3 стенах Бронзового зала были развешаны гобелены, выполненные выпускниками Российской академии художеств. Полотна «Дионис и Грации», «Аполлон и музы» и «Афродита и Арес» созданы в неоклассическом стиле по мотивам античных мифов. Бронзовый зал получился фантастически красивым, не уступающим дворцовым интерьерам императоров.

Унаследовавшая в 1909 году после смерти Александра Половцева старшая дочь Половцевых Анна распоряжаться имуществом доверила своему брату Александру, но никто не смог не то что поддержать горный бизнес Половцева, но и даже содержание особняка. Поэтому в 1915-м дом на Большой Морской был продан Мошкевичу за 500 тысяч рублей, а на аукционах в Париже и Петербурге были распроданы гобелены и коллекция книг, бронза, фарфор, скульптуры, ренессансная мебель. Уже через год, в 1916 году у Мошкевича особняк выкупил фабрикант и сахарозаводчик Ярошинский. Интересно, что гостями в доме Ярошинского бывали поэты, в том числе Сергей Есенин и Николай Клюев.
В советское время в 1934 году особняк передали отделению Союза архитекторов России, с этого момента он стал называться Домом Архитектора.
В 1970 году особняк получил статус памятника архитектуры, а в 1995-м был включён в реестр объектов культурного наследия.