Дворец Коттедж в парке Александрия

Через год после воцарения на престол, в 1826 году император Николай I поручил мастеру садового-паркового ремесла, архитектору из Шотландии Адаму Менеласу построить рядом с Петергофом «небольшой провинциальный дом» в стиле набиравшего обороты популярного стиля английского благородного «кантри». По большей части загородный дом предназначался для императрицы Александры Федоровны, которая предпочитала камерные пространства огромным парадным залам с высокими потолками и золотом. Обширный парк перед домом получил название Александрия. Здание получилось интересным, оно украсилось большими полукруглыми балконами, эркерами и террасами, увитыми растительностью. Все было наполнено романтизмом и красотой. В парке высаживалось огромное количество разных цветов. А Николай I даже попросил Жуковского придумать герб парку Александрия. Получился синий геральдический щит и рыцарский меч, пропущенный сквозь венок белых роз… Проект дома полностью удался, и по признанию Александры Федоровны проживая в этом доме она «была счастлива как нигде больше». Сам дом получился ярким памятником романтизма без перестроек.

Вторым этапом «доделки дома до ума» в 1841 году были работы знаменитого протеже Монферрана — Андрея Штакеншнейдера. Архитектор построил столовую с открытой террасой и фонтаном, сделанным Фелицией де Фово и соединил ее с основным зданием. В интерьерах зодчий углубился в готический стиль, выполнив несколько стрельчатых арок. Претерпел некоторое изменение лепной декор потолков и роспись. В интерьеры было добавлено больше живописных полотен. Самыми яркими работами стали работы Айвазовского, Кипренского, Воробьева, Неффа, Моллера. В стене вестибюля теперь красовался камень в вензелем турецкого султана, который Николай I привез из Варны после штурма. К этому времени император Николай I  и императрица Александра Федоровна прожили 25 счастливых лет и по этому случаю в Большой приемной была привезена из Германии серебряная люстра в виде ажурной корзины, увитой гирляндой из 25 роз.

В гостиной Александры Федоровны создан мир, который отражал эстетические вкусы императрицы и ее романтические настроения. Большие застекленные окна в эркере выходят прямо в большой парк, примыкающий к дворцу. Ковер на полу, подаренный воспитанницами Смольного института благородных девиц перекликается рисунком с мотивами лепного декора на потолке. Комната вся была уставлена цветами, в основном полевыми, часто васильками. Особую теплоту, уют и умиротворение создают различные предметы, выставленные в разных местах. Это и шкатулки, статуэтки, вазы, ларцы и т.д. Большинство этих европейских вещей напоминало императрице о событиях 1829 года в Потсдаме, когда с особой пышностью отмечался праздник «Волшебство белой розы» в честь дня рождения Александры Федоровны и ее бракосочетания. А в рыцарской турнире по этому случаю принимал участие король Пруссии-ее отец и ее родные братья. «Потсдамский кубок» в центре гостиной на столе, выполненный ювелиром Хоссауэром напоминает о событиях. Изящный камин украшен красивейшими часами в виде Руанского собора, изготовленными на Императорском фарфоровом заводе. Рядом стоящие вазы сделаны на Севрской  королевской мануфактуре и  были поднесены императору Александру I в 1807 году в качестве подарка во время встречи Александра I и Наполеона в Тильзите. В гостиной находится подлинная работа Ивана Айвазовского, и работы других маринистов — Таннера и Гюдена.

Помещение библиотеки выглядит достаточно камерно. Строгости стиля придает готика в деталях: круглая винтовая лестница как в средневековых замках. Широкий шкаф для книг, по виду похожий на хоры готических соборов. На столе стоит сделанная из 12 тысяч пластинок из слоновой кости модель замка-руины на Павлиньем острове близ Потсдама. Дополняют готическую обстановку картины с изображением средневековых монастырей. Во дворце Коттедж находилось около 1000 томов книг на нескольких европейских языках, среди которых были Байрон, Гюго, Шиллер, Мура, Гете, Скотт, Купер, а также Михаил Юрьевич Лермонтов. Николай Гоголь, Лажечников, Одоевский, Жуковский. Стоящее в углу фортепьяно свидетельствует о пристрастии царской семьи к музыке.

В Большой приемной судя по ее камерному размеру больших приемов никогда не было. Здесь готика ярче все проявляется в росписи печи в виде решетки с гербом Александрии и готическим переплетом. Здесь также вывешены картины как и во времена Александры Федоровны. Среди них особо выделяется картина с видом Сорренто, бухты Амальфи в солнечный день пейзажиста Сильвестра Щедрина. Две картины висят над дверным проемом работы живописца Максима Воробьева- «Виды Одессы», напоминавшие Александре Федоровне о ее интересном посещении с дочерями города Одессы в 1829 году. Император Николай I в это время находился на русско-турецкой войне. Большую приемную украшают также оригиналы работ Айвазовского «Вид Ореанды» и «Вид Крыма», который император подарил супруге.

Архитектор Штакеншнейдер сделал проект достаточно просторной Столовой с Мраморной террасой, который успешно осуществил в 1842 году. Здесь проходили семейные обеды, на которые изредка приглашались самые приближенные люди императорской семьи. В центре столовой находится большой обеденный стол, уставленный большим парадным сервизом «собственным» на 24 персоны, сделанный из фарфора и хрусталя на Императорском стеклянном заводе. На столе также тарелки с готическими витражами-розами. На всех предметах сервиза и на стульях с высокими спинками-герб Александрии. Стены столовой украшены подлинниками живописцев Ивана Айвазовского, Сократа Воробьева, француза-пейзажиста Теодора Гюдена с его картинами парка Александрия,

Лестница дворца чудо как хороша! Перила и ступеньки выполнены из чугуна, который специально отливали на Александровском заводе в Петербурге. Лестница украшены богатым расписным орнаментом, розами и рисунками, имитирующими архитектурные формы. Над дверью украшением является арабская вязь. Готические росписи лестничного пространства выполнены по эскизам Джованни Батиста Скотти. Освещает лестницу 3 последовательно установленных фонаря. В холле первого этажа в стене закреплен камень тугра, который как положено трофею перевернут наоборот. Его Николай I привез с собой из завоеванной русскими войсками Варны, с русско-турецкой войны. На камне вензель турецкого султана, когда прославлявшего своего правителя. Здесь же расположены 2 скульптуры: мраморный бюст императрицы Александры Федоровны и статуя крылатой богини победы Ники. Лестница ведет на 2-ой и третий этаж, где располагался морской кабинет Николая I с панорамным видом на Финский залив.

Последней владелицей дворца Коттедж была жена императора Александра III — Мария Федоровна. Мария Федоровна выполнила некоторые переделки на 2 этаже, сделав себе спальню. Половина комнаты застлана вышитым вручную ковром. В узор его каймы включена дата «15 мая 1883 года» — день коронации Александра III. Это был подарок воспитанниц Елизаветинского училища. В спальне кровать изолирует от остальной части помещения раздвижная портьера, столики для рукоделия, стулья и кресла из клена, зеркало, шкаф из волнистой березы, прикроватные столики. Покрывало, наволочки и носовые платки с вышитыми инициалами Марии Федоровны выполнены из тончайшего батиста. На столике перед кроватью -саше, белая матерчатая сумка для хранения носовых платков. Сохранившиеся плечики для одежды императрицы напоминают о том, что ее гардероб был всегда элегантен. На столиках, этажерке, в витрине — изделия из стекла, фарфора и серебра.

Рабочий кабинет Николая I был обращен окнами к Финскому заливу. Резной декор и роспись потолка опять таки выполнена в готическом стиле. На столе пресс-папье, печати (одна из них с гербом Александрии), чернильный прибор, карманные часы, готовальня с чертежными инструментами. Мебель рабочего кабинета выполнена в готическом стиле. Невероятно, но стулья стоящие в этом кабинете были выполнены из дерева (дубов), посаженных в Летнем саду лично Петром I и сваленных бурей 1777 года.  Напротив окон портрет Петра I, которым гордился Николай I. Здесь в кабинете Николаем I было написано много писем, имеющих историческое значение.

Кабинет Марии Федоровны (бывшая комната Ольги Николаевны). В 1894 году для Марии Федоровны одна из комнат дочерей Николая I была отделана заново и оформлена в Кабинет в стиле модерн знаменитой мебельной фирмой братьев Мельцер. По новому проекту стены обили ситцем светлого тона с растительным орнаментом, а нижнюю часть стены облицевали панелью из карельской березы. На полках- коллекция изделий из многослойного стекла фирмы Галле и фирмы братьев Даум. Есть предметы из датского фарфора Королевской фарфоровой мануфактуры в Копенгагене. Интересны фигурки собачек скульптора Нильсена, которые имели огромный успех на выставках в Париже в 1889 и 1900 г.г. В стиле модерн выполнены американская настольная лампа и фонарик-светильник. Они питались электричеством от электростанции, построенной в 1910 году рядом с Коттеджем. На столах фотографии хозяйки кабинета Марии Федоровны, ее супруга Александра III и детей.