Особняк Сан-Галли на Лиговском пр.62

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Дом Лиговском 62 проспекте был возведён в 1869-1872 г.г. по заказу владельца Чугунолитейного механического завода Франца Карловича Сан–Галли. Интересна судьба немецкого предпринимателя в России. Он занял 1000 рублей у знакомого под 6 % годовых. В 1853 году он нанял 12 слесарей и жестянщиков и открыл на Лиговском проспекте мастерскую по производству мисок и металлических кроватей и каминов, а на Невском проспекте открыл магазин. Через 6 лет мастерская выросла до фабрики с 1000 рабочих, предприятие специализировалось на выпуске оборудования для отопления, водоснабжения зданий и канализации. К концу XIX века Сан-Гали владел в Петербурге чугунолитейным и механическим заводами, 2 магазинами на Невском проспекте. Именно тогда возникла идея строительства изящного особняка здесь, прямо возле заводов.
Дом был выстроен для семьи Сан-Галли по проекту архитектора Карла Карловича Рахау в стилизованных формах ренессанса с использованием редкого стиля для Петербурга — флорентийского палаццо. В стиле флорентийского палаццо в Санкт-Петербурге еще есть несколько особняков: Дом Раля (особняк Молво) на Английской набережной, подражание палаццо Изеппо да Порто в Виченце-Малый Мраморный дворец (особняк Кушелева-Безбородко) на Гагаринской улице, подражание палаццо Вальмарана в Виченце -особняк князя Абамелек-Лазарева на Мойке, Пантелеймоновская церковь на улице Пестеля, подражание палаццо Дожей в Венеции и Медичи-Рикарди -здание банкирского дома Вавельберга на Невском проспекте.

Двухэтажный особняк расположился рядом со зданием главной конторы заводоуправления, от которой отделялся лишь изысканными по исполнению въездными воротами на «малый» двор завода.
На высоком подвале, который содержит, кроме аппаратов для водяного отопления и вентиляции, расположены 2 этажа. Чугунные столбы въездных ворот украшают крупные шишки. Парадный вход в особняк оформлен небольшим двухколонным портиком. Фронтон поддерживается 2-я чугунными колоннами с каннелюрами и капителью коринфского ордера. Раньше к нему примыкал двускатный навес, перекрывающий весь тротуар. Все металлические части для оформления здания были выполнены на своем заводе: балконы, козырьки над подьездами, крыша, металлическая конструкция зимнего сада со стеклянной крышей, лестницы, трубы отопления, ванной и водопровода, металлические принадлежности кухни, прачечной и конюшни.. Оном словом-буквально все! На полу тамбура выложена из камня дата окончания строительства — «1872».
Между особняком и домом родного брата хозяина- Роберта Карловича, был разбит сквер, украшенный металлической оградой, выполненной в старорусском стиле и с гранитным красивым основанием. В 1873 году перед особняком Сан-Галли был установлен фонтан «Рождение Афродиты» по проекту архитектора Ивана Горностаева.

Украшения внутреннего оформления — предметы роскоши и вся мебель были изготовлены в Санкт-Петербурге.
Однако живопись на стекле в столовой, были созданы художником Сверчковым в Мюнхене, и драконы из цинка над водосточными трубами, были исполнены по рисунку в Берлине.
В кабинете Сан-Галли, выполненном в мавританском стиле был сделан угловой камин, оголовок которого был выполнен в виде купола мечети. Три великолепных разноцветных окна-картины сохранились в бывшей столовой особняка. В двусветном зале 3 окна в наружной стене и 3 проема напротив них — во внутренней, смежной с холлом 2-ого этажа. Окна-картины выполнены по сюжетам сказок братьев Гримм: «спящая красавица», «семь воронов», «белоснежка» и др. Существует фотография с витража  «Кот в сапогах» («Gestiefelte Kater»), хранящаяся в Государственном Эрмитаже