Академия Штиглица на Соляном пер.13

Академия Штиглица-старейшее высшее учебное заведение, которое всегда готовила специалистов в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Основана в 1876 году на средства, пожертвованные видным меценатом и крупным промышленником бароном Александром Штиглицем.

Барон взялся за трудную задачу разрешить нехватку собственных художественных кадров, которая сложилась в последней четверти XIX века в России и способных мыслить в ногу со временем и создавать утилитарные произведения искусства. Здание музея, каким мы его знаем сейчас, было построено не одновременно с созданием училища.

Первый директор училища, известный и уважаемый петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер, живший с 1842 по 1906 годы,— спроектировал здание музея, которое было торжественно открыто в присутствии членов императорской семьи 12 мая 1896 года. По задумке Месмахера каждый зал должен был переносить зрителя в определенную эпоху, поэтому все должно было отвечать этой задаче:экспонаты, материалы убранства, мебель, роспись плафонов и стен. Не правда ли сильный замысел?

Представьте, что всего было создано 32 по-настоящему уникальных зала, каждый из которых представлял определенную эпоху истории развития искусства: Средневековье, античность, Возрождение, барокко и так далее. Главной доминантой всего музея стал Большой выставочный зал, огромный стеклянный купол которого можно увидеть даже с набережной реки Фонтанки. Он залит естественным светом и является аллюзией на античные внутренние дворы-колодцы. Это целый этакий небесный свод..

В оформлении залов музея принимали участие сами студенты училища, таким образом отрабатывая практические навыки. Через некоторое время успех художественного училища технического рисования на несколько десятилетий опередил другой феномен мирового художественного образования – немецкую школу строительства и художественного конструирования Баухаус.

Во время советской власти училище было закрыто, а здание музея и его экспонаты были переданы в Эрмитаж. Экспонаты, собранные с великим трудом Штиглицем и Месмахером на аукционах и выставках по всему миру, переехали в запасники и витрины Государственного Эрмитажа. За годы простоя многие залы музея пришли в негодность, кое-где прекрасную отделку стен и росписи закрасили малярной краской, великолепный наборный паркет разобрали.

В феврале 1945 года на базе старого училища имени Штиглица было образовано Ленинградское художественно-промышленное училище, через 8 лет получившее посвящение создателю главного монумента СССР Рабочий и колхозница Вере Игнатьевне Мухиной.

С возвращением училища на свое законное место началось частичное восстановление здания музея, однако большая часть экспонатов не была возвращена музею из Эрмитажа, поэтому музей училища свои фонды постепенно восполнял из коллекций музеев по всему миру. Также не была восстановлена логика зальных композиций Месмахера, где каждый зал полностью принадлежал единой идее и единой эпохе.

Среди видных мастеров Академии в советский период можно выделить Роберта Таурита, который в осажденном Ленинграде участвовал в маскировке главных памятников. Скульптор Василий Симонов занимался восстановлением разрушенных памятников в Петергофе. Мариэтта Гизе первую блокадную зиму провела в Ленинграде, занимаясь проблемами искусственного освещения городских территорий. Юрий Тюкалов подростком провел всю блокаду в Ленинграде, после войны был главным художником-оформителем «Гостинного Двора». Архитектор Яков Лукин во время осады Ленинграда занимался проблемами маскировки, после войны работал над проектами застройки Петроградской стороны. Преподаватель Василий Суворов после войны работал на кафедре рисунка и доме санитарного просвещения. Скульптор Валентина Рыбалко известна своими работами, где она выполнила бюст Андрея Жданова и и героя Советского Союза Николая Томашевича. Красивейший барельеф «селекционеры» внутри метро «Нарвская» тоже принадлежит Валентине Лаврентьевне. Список ярких личностей можно продолжать….