Этнографический музей на Инженерной ул.4

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

В самом центре Санкт-Петербурга, рядом с Русским Музеем расположен знаменитый Этнографический музей. Существующий более 100 лет музей входит в топ-10 самых популярных музеев Санкт-Петербурга и по количеству представленных экспонатов, и по качеству музейного пространства и по художественной значимости его интерьеров. Музей расположен в здании, которое называется «Этнографический корпус Русского Музея». Этнографический отдел Русского музея был учрежден указом 1895 года императора Николая II в качестве памяти об отце — императоре и незабвенном покровителе русского искусства Александре III.

В конкурсе 1897 года на проектирование здания Этнографического корпуса победил талантливый архитектор Василий Свиньин, который уже успел поработать над строительством главного здания особняка Спиридонова на Фурштадской ул., 58 и зданием мастерской батальной живописи в Академии художеств. Здание Этнографического корпуса являлось оригинальным, самостоятельным строением и было построено на месте старого служебного флигеля. Начавшись в 1903 году, строительство завершилось в 1912 году, а внутренняя отделка и установка оборудования для музея и экспонатов длилась до 1916 года.

Интересно, что многое из того, что было анонсировано при начале строительства Этнографического корпуса было воплощено в жизнь. Городские газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Зодчий» в 1903 году (во время кладки фундамента корпуса) писали, что «во внутренней части здания будет установлен фрис из бронзы, на котором будут изображены все народности, как европейской, так и азиатской России».  Однако были и отклонения от начального замысла. Например, предполагалось, что снаружи здание Этнографического корпуса будет облицовано мрамором из олонецких каменоломен, но облицовка в большом количестве переместилась в Мраморный зал Этнографического корпуса. Предварительная общая смета на строительство составила 1,5 млн.рублей, но смета все время росла. В строительство также вмешалась русско-японская война 1904-1905 г.г., которая увеличила и смету и отодвинула срок сдачи объекта.

Помня историю с портиком Нового Эрмитажа, который не являлся одним целым с основным зданием, а имел самостоятельный фундамент, и который «жил самостоятельной жизнью», следствием чего стала просадка и отклонение некоторых частей портика и вызванная этим трещины (в том числе и на знаменитых атлантах), — архитектор учел, что строящийся Этнографический корпус не только наружностью должен гармонировать с главным корпусом музея, но и физически и архитектурно быть его продолжением. Поэтому, исходя из разности в высотах стен, а значит и разной нагрузки на почву, после исследования почвы было принято решение о необходимости забивки свай в шпунтовом ограждении, причем как под стены главного зала, так и под устои, на которые опирались проемы и части с колоннами.

Внутри Этнографический корпус имеет симметричную планировку относительно торжественного Мраморного зала. В каждой из симметричных частей на каждом этаже находится по 12 залов, которые объединены лестницей и центральной галереей. Мраморный зал является самой значимой архитектурной частью Этнографического корпуса. Его стены облицованы розовым олонецким мрамором, который был  доставлен  для обработки в Петербург в количестве около 200 тысяч пудов. Стены Мраморного зала выстроенного в традициях греко-римского перистиля, опоясаны тематическим горельефом «Народы России».

К открытию Этнографического корпуса организаторы заранее побеспокоились и заказали герметичную мебель из Германии, а также построили камеру для дезинфекции экспонатов (шкуры, изделия из дерева и т.д.). Хотя фактически помещения с оборудованием были готовы к работе уже в 1916 году, политические события осложнили нормальную работу музея. Он был открыт для «широких масс» в 1923 году. Но не обошлось без чрезвычайных происшествий. В 1924 году произошло наводнение, которое затопило цокольные этажи в которых хранилось около 100.000 экспонатов. Значительная их часть была повреждена. Экспозиции пришлось менять, и на это ушло 5 лет, чтобы снова открыться. В 1934 году Этнографический отдел Русского музея стал самостоятельным музеем-Музеем этнографии народов (СССР).

Постоянными экспозициями музея являются: 1. Русские. конец 19, начало 20 веков. 2. «Арктика-земля обитаемая» 3. Белорусы, конец 19, начало 20 веков. 4. Украинцы, конец 19, начало 20 веков. 5. Молдаване, конец 19, начало 20 веков. 6. Народы Поволжья и Приуралья, середина 19, начало 20 веков. 7. Народы северо-запада России и Прибалтики, 18-20 века. 8. Народы средней Азии и Казахстана, конец 19, начало 20 веков 9. Народы южного Кавказа, конец 19, начало 20 веков 10. История и культура еврейского народа на территории России 11. Сокровища особой кладовой 12.Кость, рог, янтарь

Музей проводит много тематических экскурсий. Например, «русский народный костюм», «собрание русской старины Н.Л. Шабельской», «сокровища особой кладовой», обзорная по музею, «вся Россия в центре Петербурга», «царский подарок-сокровища этнографического музея», «народы России», «традиционные праздники и обряды русского народа», «народы южного Кавказа», «Умная жена (сказки народов Кавказа)», «спой песню Акын! (сказки народов Средней Азии и Казахстана)», «кот казанской, ум астраханской, разум сибирской», «миссия-кладоискатель», «крошка — этнограф», «художественные традиции мусульманских народов России».

Вещевая  коллекция памятников (предметов) по культуре русского народа насчитывает более 96 тыс.единиц. Систематизация и комплектование фонда выработана еще в 1902 году хранителями музея во главе с искусствоведом Дмитрием Александровичем Клеменцем. За первоначальный период 1902-1914 г.г. формирования основного ядра собрания русской культуры было собрано около 38 тысяч художественных единиц. Сборы экспонатов производились по всей России, но приоритет отдавался работе собирателей на Русском Севере, который считался «заповедником русской старины». В 1930-1950-е г.г. работы по сбору ценных экспонатов были приостановлены. В качестве одной из причин называется индустриализация, которая выдвинула на передний край урбанистические и идеологические форматы.

Общий объем коллекции по культуре народов Северо-Запада России и стран Прибалтики насчитывает более 18 тысяч единиц. Сюда входят экспонаты по этнографии 9 финско-прибалтийских народов и их локальных групп на территориях Северо-Запада России, а также Прибалтики, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. Эти самобытные народы: суоми в Финляндии, саамы на Кольском полуострове и Скандинавии, карелы в Карелии, тихвинские и тверские карелы в Ленинградской и Тверской областях, эстонцы в Ленинградской области и Эстонии, ингерманладские финны и ижоры в Ленинградской области, вепсы на северо-западе Ленинградской области и Вологодской области, сету в Псковской области и Эстонии. Фонд также включает коллекции по утраченным культурам шведов на эстонских островах, норвежцев и немцев на территории Северо-Запада и Поволжья. Интересно, что самыми ценными экспонатами считаются праздничные костюмы выборгских и ингерманладских финнов, саамов Финляндии и води, полные комплекты свадебной одежды ижоры и вепсов..

Коллекция экспонатов по культуре белорусов, украинцев, гагаузов, евреев-ашкеназов, молдаван, цыган, бессарабских болгар, а также народов Южной Европы и ее центральной части в период 19-20 веков имеет около 42 тысяч культурных единиц. Большая часть экспонатов из повседневного сельского быта: предметы охоты, скотоводства, изделия бондарей и кожевников, инструменты для пчеловодства, рыболовства и обработки волокна. Есть интересные экспонаты кустарной мебели. Интересно, что начало этой коллекции было положено в 1902 году, когда у художника Далматова были приобретены украинские полотенца и вышивки, а также утварь, вышивки, одежда и орудия рыболовства белорусских крестьян.

Вещное собрание памятников культуры народов Поволжья и Приуралья составляет 27 тысяч единиц. Коллекция характеризуется большим разнообразием. Начало коллекции положено в начале 20 века заведующим этнографическим отделом Миллером, сотрудником Руденко, учителем из Вятской губернии Зеленовым, преподавателем учительской семинарии у мордвы Евсевьевым, сотрудниками Казанского университета и др. Среди экспонатов коллекции есть немало уникальных, ярко характеризующих культуру бесермян и вотяков (удмуртов). Здесь и атрибуты народных верований, и образцы вышивки, и детали костюмов, и предметы ткачества, и утварь…

Этнографическое собрание народов Крыма и Кавказа имеет около 25 тысяч экспонатов. Работы по сбору культурных материалов проводились не только в историко-этнографических областях Дагестана, Крыма, Северного Кавказа, но и на некоторых сопредельных территориях Турции и Ирана. Благодаря экспедициям ученых Иностранцева, Валаева, Сержпутовского, Тер-Аветисяна, Бон-Осмоловского, Нижерадзе, Зандукели, Бекетова и Миллера были собраны коллекции по абхазам, малочисленным народам Дагестана, карачаевцам, ногайцам, кабардинцам, осетинам, балкарцам, черноморским шапсугам, кубачинцам, горским еврееям, азербайджанцам, армянам, иранцам, горным грузинам, народам Крыма. Поездка Миллера в турецкую Армению в 1915 году, где шли военные действия, стала спасительной, потому что сохранила коллекции по культуре западных армян.

Общий размер коллекции культурных предметов по народам Казахстана и Средней Азии насчитывает более 22 тыс.единиц. Возраст предметов из Средней Азии различен- есть вещи и начала 19 века, есть вещи и начала 21 века. Некоторые уникальные предметы датируются 18 веком. К ним относятся: ювелирные изделия, орудия ремесла, оружие, ковры, утварь из меди. Основная часть экспонатов охватывает области земледельческих районов (Бухарского, Самаркандского, Хорезмского, Ферганского, Мервского, Ахальского и др.), а также области горного земледелия (Памир, Памиро-Алай, Тянь-Шань, Дарваз, Каратегин). Отдельно представлены зоны кочевого скотоводства в пустынных районах Кара-Кумы и Кызыл-Кума. Первым, кто начал приобретать среднеазиатские коллекции для этнографического музея был Дудин, который совершил в период 1900-1902 г.г. аж 3 поездки в Азию. Результат был впечатляющим-музей пополнился на 5 тысяч экспонатов!

Коллекция этнографических предметов этносов, составляющих коренное население Дальнего Востока, Сибири, а также территорий сопредельных государств составляет в музее около 60 тысяч единиц. Большинство экспонатов датируются концом 19 — началом 20 веков. В общем количестве от всех экспонатов, предметы быта эвенков и бурятов насчитывают по 4 тысячи единиц, якутов, тувинцев, чукчей, манси, коряков, эвенов, алтайцев, нивхов составляют по 2 тысячи экспонатов по каждой группе. В переписи экспонатов, которая была составлена в 2010 году были выделены экспонаты самостоятельных этносов, например, телеутов и теленгитов. Есть в собрании музея особо ценные коллекции культуры эскимосов, долган, шорцев, негидальцев, ительменов, юкагиров, кетов, алеутов, орочей, нганасан, селькупов, где в зависимости от численности народности находится соотстветствующее количество экспонатов. В среднем от 200 до 800 единиц. Экспонаты народов сопредельных государств составляют коллекцию около 3 тысяч экземпляров. Сюда входят монголы, корейцы, китайцы, японцы и айны Сахалина и айны японского Хоккайдо.

Этнографический музей обладает очень большой коллекцией фотографий, которые охватывают период начиная с 1840-х г.г. Всего около 50 тысяч единиц. Из которых 1,5 тысяч уникальных негативов и 2 дагерротипа, сделанных на основе светочувствительного йодистого серебра. На редчайших фотографиях можно увидеть утраченные праздники народов, крестьян в одеждах, характерных для ушедшей эпохи и несохранившиеся до наших дней поселения и ландшафты. Негативы из экспозиций привозили в этнографический музей, где с них делали фотоотпечатки, в том числе с помощью некоторых фотолабораторий, например фотоателье Карла Буллы.

В этнографическом музее есть несколько специальных хранилищ. В фонде Особая кладовая («Ценная кладовая») находятся ценные предметы. в которых содержатся драгоценные камни и металлы. Здесь находятся подарки и подношения от разных народов русской императорской семье. Для посетителей доступны дары Далай-ламы XIII, буддистов Восточной Сибири, Средней Азии и Кавказа. Основная часть экспонатов относится к 19 -началу 20 веков. Уникальны орден Шамиля, подвесы с грузинскими монетами из «багратидского серебра», ритуальная чаша для пива гамистевис-таси из Хевсурского святилища…

В фонде оружейной кладовой хранится коллекция оружия разных народов всего Евразийского континента. Большая часть вещей 19-20 века. К наиболее ранним экспонатам относятся сабли и мечи 14-15 веков, бердыши 17 века. В фонде музыкальной кладовой находятся как простые народные музыкальные инструменты, так и профессиональные. Основу коллекции положили Привалов и Рыбаков, которые привозили вещи из экспедиций. Самые ранние образцы коллекции это белорусские гусли, бубен тлинкитов, ижорское кантеле, грузинская военная труба горотото. В фонде ковровой кладовой много среднеазиатских, кавказских и украинских ковров. Самые старые ковры 18 века-украинские килимы и туркменские ковры. Начало коллекции ковров положил Дудин, дары для музея сделал император Николай II. В этнографическом музее есть также войлочная кладовая, меховая кладовая, кладовая средств передвижения и сельскохозяйственных орудий.