Мраморный зал этнографического музея Инженерная 4

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Мраморный зал был построен по указу императора Николая II в память о своем отце Александре III.  Строительство зала началось в 1895 году, а закончилось в 1916 году. Руководил работами придворный архитектор Василий Федорович Свиньин. Скульптурная 3-фигурная композиция «Афина», предложенная лично Великим князем Георгием Михайловичем и установленная в 1910 году, торжественно венчает портик парадной части здания.  Огромная, входная дверь с массивными бронзовыми листами, изготовленная на железном каркасе в 1910 году, вызывает неподдельное восхищение. изготовленная на слесарном заводе Шульца дверь была декорирована яблоневыми лепестками по рисункам Свиньина. Она как будто дает понять своей массивностью и тяжестью, что открыть ее сможет только тот, кто очень хочет попасть во внутрь.

Кроме того, реставратор Свиньин был автором проекта и руководил строительством самого здания этнографического отдела Русского музея  В итоге огромный зал площадью 935м2 получил название «мраморного» в результате стеновой отделки розовым карельским мрамором. Мрамор доставляли по Онежскому и Ладожскому озерам, после по Неве к пристане, расположенной у Летнего Сада, а затем перекладывали на большие сани и доставляли к месту строительства. Высота зала составляет 15,7 метра и мрамором отделано буквально все —  полы, стены, 24 мраморных колонны..

Особо нужно сказать про уникальный хрустальный потолок, выполненный 1500 прозрачных плиток, которые изготовил ювелирный дом Хлебникова. Во время Великой Отечественной войны почти все плитки были утрачены из-за постоянных бомбордировок  центра Ленинграда. Поэтому потребовалось заново их изготавливать: сначало в 1958 году, второй раз в 2011 году фирма «Возрождение» сделала хрустальные пластины толщиной 0,7 см и весом 4 кг каждая. Рисунок на пластине был в геральдическом стиле, видны двуглавые орлы в обрамлении бесцветных андреевских лент и узора из дубовых листьев.

Горельефы Мраморного зала не могут не поражать воображение своим композиционным замыслом! Скульптурные композиции на протяжении всей длины-это гигантские горельефы, на которых изображены все народы, проживающие в Российской империи. Авторы горельефов были рекомендованные Свиньиным русский скульптор-монументалист Матвей Харламов и русский скульптор-передвижник Василий Богатырев. Скульптурная полоса имеет общую длину 96 метров, в высоту 1,87 метра. Она проходит через 3 стены зала на удобной для человеческого роста высоте. Таким образом можно прекрасно рассмотреть все композиции. Большинство из них посвящено теме сельской жизни, где в мельчайших подробностях показаны персонажи композиции, «композиционное движение» фигур и их характеры.

Уникальное пространство-мраморный зал является самостоятельным пространством со своим входом. Здесь часто проходят бьеннале, выставки, презентации, лекции, причем нередко они бесплатны. В этом изумительнейшем по красоте зале воплощено величие Российской Империи в последние ее 2 десятилетия.

Интересный факт: В 2021 году после венчания в Исаакиевском Соборе в Мраморном зале прошла свадьба Георгия Михайловича Романова, потомка дома Романовых по линии своей матери и Реббеки Беттарини, итальянке, принявшей православие.