Музей этапов жизни Пушкина в 17 залах на Мойке, 12

Музей представляет обширную литературно-монографическую экспозицию в 17 залах под названием «Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество». Экспозиция занимает пространства 2 и 3 этажей дома на наб.реки Мойки, д.12 и состоит из следующих залов, которые условно делят жизнь поэта на определенные этапы:

  • Детство. Москва (1799-1811 г.г.), зал №1
  • Лицей и 1812 год (1811-1817 г.г.),  зал №2
  • Петербургская юность (1817-1820 г.г.),  зал №3
  • Молодые вольнодумцы,   зал №4
  • Южные странствия (1820-1824 г.г.), зал №5
  • Михайловское: 1824-1826 «Борис Годунов», зал №6
  • Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825, зал №7
  • «друзья, братья, товарищи», зал №8
  • Поэт и царь. «Полтава», зал №9
  • После возвращения из ссылки: Москва, Петербург, Арзрум, зал №10
  • «Евгений Онегин» -роман русской жизни и авторской судьбы, зал №11
  • Болдинская осень, зал №12
  • Пушкин-историк, зал №13
  • Петербургские повести, зал №14
  • Друг Пушкина Нащокин, зал №15 
  • «Дружина писателей и ученых», зал №16
  • Последний круг друзей, зал № 17

Зал№1 рассказывает о предках поэта по отцовской и материнской линии и первых годах становления поэта как личности. С правой стороны, портрет темнокожего мальчика напоминает об истории появления семилетнего арапчонка в России, которому суждено было стать прадедом поэта по материнской линии. Крестник императора Петра I, Абрам Петрович (по имени крестного) Ганнибал-генерал-аншеф, один из первых русских инженеров. Рядом портрет его старшего сына, военачальника Ивана Абрамовича Ганнибала. На другой стороне зала -предки поэта со стороны матери-Алексей Федорович Пушкин и Сара Юрьевна Пушкина (Ржевская). Островок в центре зала создает образ московского культурного дворянского дома: секретер с портретом поэта Дмитриева, друга семьи Пушкиных, статуэтка Вольтера. Семейные портреты: родители поэта-«прекрасная креолка» Надежда Осиповна и Сергей Львович, любитель и знаток литературы, театра; дядя Василий Львович-известный поэт; чуть ниже лицо кудрявого подростка-это один из первых портретов Пушкина; Ольга-сестра, и верный друг, слушатель произведений брата. Горельеф в овальной рамке-няня детей Пушкиных Арина Родионовна. Напротив-вид Москвы до пожара 1812 года. Здесь же герб рода Пушкиных, символы которого рассказывают о древнем знатном славянском происхождении рода. Родословное древо, начинаясь с «прусского выходца» Радши, изображает ветвь фамилии, которая дала прямых предков поэта.

Зал№2 Петербургу всего 100 лет, еще предстоит создать новые здания Исаакиевского Собора (на картине Исаакиевский образца 1800-х) , Адмиралтейства и Главного штаба, отчасти изменится вид Дворцовой площади, но облик Петербурга уже приобрел узнаваемые черты. На левой стороне-портреты молодого императора Александра I и его приближенных: мецената Строганова, министра просвещения Голицына, министра внутренних дел и друга царя Кочубея, реформатора русской артиллерии Аракчеева, автора ряда государственных проектов Сперанского. Сперанский-автор создания элитного лицея, в котором будет учиться Пушкин. В создании Императорского Царскосельского Лицея приняли участие министр просвещения Разумовский, дипломат и публицист Ж.де Местр. Их портреты на правой стороне. Рядом «лицейское окно»- символ замкнутого, камерного мира учебного заведения; в витрине портреты преподавателей, воспитанников, дружеские карикатуры. В центре-лицейский автопортрет Пушкина, ниже портрет Кюхельбекера. Интересны виды Царского Села художников Иванова и Лангера и портрет Державина. На противоположной стороне -эскпозиционный рассказ о событиях Отечественной войны 1812 года.  С некоторыми из героических личностей войны, Пушкин будет пересекаться в разные периоды жизни: генералом Раевским и его сыновьями, поэтом-партизаном Денисов Давыдовым, знаменитым генералом Ермоловым,  «кавалерист-девицей» Дуровой.

Зал№3 рассказывает о послелицейских молодых годах Пушкина, когда его «по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны». Слево от входа портреты литературных единомышленников молодого поэта -членов «Арзамасского братства». Яркий этап жизни Пушкина рассказывает о его посещении салона Евдокии Голицыной на Миллионной улице. Немногочисленное избранное общество засиживалось до утра у молодой, образованной и безумно красивой генеральши. Пушкин также не устоять перед очарованием «Princess Nocturne». В салоне можно было встретить много интересных личностей, среди которых были Жуковский, Батюшков, Вяземский и Карамзин. Пушкин не обошел вниманием прекрасную, патриотически настроенную Голицыну: «…. Отечество почти я ненавидел, — Но я вчера Голицыну увидел, И примирен с отечеством моим».. Слева на стене вид Большого Каменного театра в Коломне. Рядом портреты актрис и балерин, которым аплодировал Пушкин- трагическая актриса Семенова и Истомина. Привлекающее внимание кресло-патэ в центре зала стояло в квартире поэта Гнедича. Бывая у него в гостях, в этом кресле располагались сам Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Дельвиг, баснописец Крылов. Над креслом портрет драматурга Шаховского, «чердак» которого над крышей в Коломне был всему театральному Петербургу. 

Зал№4 Пушкин начал писать оду «Вольность» в гостях у братьев Тургеневых, -Александра, Сергея и Николая, чьи портреты висят в зале. Глядя из окон квартиры на мрачный Михайловский замок, символизирующий мрачную безысходность политической жизни, Пушкин с братьями Тургеневыми горячо спорили о российской конституции и необходимость преобразований. Молодые вольнодумцы обсуждали уроки Великой французской революции и решали проблему отмены крепостного права в России. На стене слева висят портреты близких знакомых Пушкина и его друзей. Многие из этих имен тесно связаны с «Союзом Спасения» и «Союзом Благоденствия», учредителями которых были гвардейцы, будущие главные декабристы. Ниже портретов витрина, где находятся списки пушкинских политических стихов, которые переписывались и передавались из рук в руки. Здесь же бюст Александра I. Молодое поколение хотело осуществить то, о чем мечтал в юности император, но так и не решился сделать. Теперь эти люди противостояли друг другу. На другой стороне портрет историка Карамзина, который заступился перед Александром I за Пушкина (за его «Оду на вольность»), благодаря чему ссылка в Сибирь поэту была заменена на служебный перевод на юг России, в распоряжение генерала Инзова, в который Пушкин в 1820 году отправляется не мешкая…

Зал №5 Почти сразу по приезду на юг, Пушкин отправляется в путешествие по Кавказу и Крыму вместе с семьей участника «Битвы народов» и начальника «Батареи Раевского » при Бородинском сражении-легендарного генерала Николая Раевского. Про сопровождавших в поездке дочерей Раевского Пушкин говорил: «Все его дочери-прелесть, старшая женщина необыкновенная». Беспечная же младшая дочь Мария вскоре станет женой будущего декабриста Волконского. Декабрьские события 1825 года разрушат гармоничный мир семь Раевских, а в 1826 году Мария отправится вслед за мужем в ссылку, что станет сильным ударом для генерала, который через 2 года умрет, держа в руках ее портрет… Сейчас же в поездке семья Раевского и Пушкин наслаждаются путешествием, «счастливейшими минутами» своей жизни, диким, свободным миром Кавказа, необыкновенной крымской природой. В Крыму Пушкин открыл для себя романтическую поэзию Байрона. Лирические стихотворения, поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», -итог этих впечатлений.  В центре зала -рассказ о пребывании поэта в Бессарабии на службе у генерала Инзова. В рукописях Пушкина сохранились колоритные кишиневские зарисовки, портреты знакомых. Поэт ездил в Аккерман (стенд слево), Бендеры, в Кишиневе Пушкин начал работать над «Евгением Онегиным». Отдельным стенд посвящен общению Пушкина с семьей знаменитого генерала Михаила Орлова, принимавшего капитуляцию Парижа и будущего декабриста. Познакомившись в Кишиневе с Пестелем, поэт написал о нем: «Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю». Здесь же поэт познакомился с князем Ипсиланти, который возглавит греческое восстание разгорающихся в Европе революций. В июне 1923 года Пушкин переехал в Одессу, где с головы до ног  был захвачен блестящей жизнью большого города-порта. В этом романтическом городе Пушкин, несмотря на хроническое безденежье, пережил несколько любовных увлечений-Воронцова, Ризнич, Собаньская.. Ухаживаниями за Воронцовой Пушкин полностью разрушил свою карьеру, а стараниями Воронцова против него был восстановлено все петербургское начальство. 8 июля 1824 года Пушкин был исключен из службы и 1 августа навсегда покинул юг, его путь лежал в Михайловское.

Зал№6 В августе 1824 года Пушкин приехал в Михайловское — псковское имение матери. Слева от входа портрет императрицы Елизаветы, под ним собственная жалованная грамота Абраму Ганнибалу на земли. Поэт находился в Михайловском под светским и духовным надзором, не зная срока окончания ссылки. После отъезда родных Пушкин остался в старой усадьбе вместе с престарелой няней. В центре зала кресло из Михайловского, книжный шкаф из Тригорского, ломберный стол порховского городничего. Такой же стол Пушкин у себя дома превратил в рабочий, весь заваленный рукописями. Поэта поддерживают доброжелательные соседи из Тригорского, где он часто бывал. Навещали поэта и лицейские товарищи — Дельвиг, Пущин, Горчаков. Их портреты как верных друзей висят на стене! Вяземский о ссылке Пушкина писал: » Или не убийство-заточить пылкого, кипучего юношу в деревне русской? …Должно точно быть богатырем духовным, чтобы устоять против этой пытки. Страшусь за Пушкина». Нравственной поддержкой Пушкину стали слова Василия Жуковского: » У тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин». В Михайловском Пушкин много работал и закончил поэму «Цыганы», продолжил работу над стихотворным романом «Евгений Онегин», создал несколько лирических стихотворений, поэму «Граф Нулин», знаменитую трагедию «Борис Годунов». В ней сюжетом стала одна из самых драматических страниц русской истории. Пушкин не знал, что вскоре в Петербурге произойдут события еще большего трагического накала…

Зал №7  посвящен «мятежу реформаторов 1825 года». На левой  стене зала портретный ряд завершается изображением великого князя Николая Павловича, рядом -его личная резиденция Аничков дворец. Недели междуцарствования, (когда  Великий князь Константин отказался от вступления на престол, а Великий князь Николай еще не стал императором) дали возможность Тайному обществу оценить ситуацию, подсчитать силы и продумать план действий.  На центральной стене рассказ о попытке военную революцию в России. Например, висящая акварель Кольмана- хроника 14 декабря 1825 года. Момент вторичной присяги Николаю -был единственной возможностью для заговорщиков попытаться осуществить свои планы: захват власти с помощью гвардии, установление временного правления и уничтожение права собственности на людей. Манифест декабристов коренным образом менял  все структуры государственной и политической жизни России. Свидетелем событий на Сенатской площади был младший брат Пушкина, который написал об увиденном в письме брату в Михайловское. Позже Пушкин нарисует участников восстания, своих друзей: неуклюжего Кюхельбекера, сумрачного Раевского. На правой стене портреты мятежников, знакомых Пушкина — Бестужева-Марлинского, Одоевского, Якубовича, Бестужева, Чернышева.

Зал№8 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости были повешены Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Пестель, Рылеев. На стене в центре зала 2 из 5 сохранившихся прижизненных портретов лидеров восстания, написанных неизвестным художником. Два года спустя Пушкин и Вяземский на месте виселицы подобрали 5 щепок, сохранив их на память о «друзьях, братьях,товарищах». В черновиках Пушкина появляются изображения виселиц, обрывается начатая строка: «И я бы мог…» Слева в витрине портреты тех немногих, кто избежал общей участи- экономист Николай Тургенев и поэт Петр Вяземский. Рядом карандашный рисунок художника Тропинина-эскиз к будущему портрету Пушкина. 121 человек, приговоренные к различным срокам каторги и ссылки, отправлялись партиями в Читу (слева на стене), потом Петровский Завод (справа). В правой витрине вещи, памятные по годам каторги и ссылки. Из кандального железа были изготовлены кольца, принадлежавшие Пущину,  и шкатулка Ивашевых. Роспись на ее крышке-это вид комнаты Ивашевых в Туринске. Чернильница Муравьева сделана из морской раковины и отделана бронзой. Слева в углу чайная пара Ивашевых, плетеная цепочка из волос-память Ивашева о любимой рано умершей жене. Разносторонняя одаренность Николая Бестужева проявилась не только в чтении каторжанам лекции по истории русского флота, но и в живописи. Он стал автором большинства сибирских видов и портретной галереи, созданной в период каторги.

Зал№9 Внимательно изучив документы следствия, рапорт тайного агента Бошняка о поведении Пушкина в ссылке, вступивший на престол Николай I счел возможным освободить поэта. 8 сентября 1826 года Пушкин был доставлен прямо в кабинет Николая I в Чудовом дворце Кремля. В начале зала — изображение дворца. Их беседа во многом определила дальнейшую судьбу поэта. Ему было даровано прощение, обещано покровительство и освобождение от цензуры. Перед Пушкиным император предстал в роли царя-реформатора, нового Петра I. Иллюзии поэта на его счет выразились в «Стансах»- их черновик лежит в витрине. Поэма же «Полтава»отразила интерес Пушкина к петровской эпохе.

Зал №10 Возвращение Пушкина из ссылки было триумфальным, Москва «короновала поэта»! После вынужденного уединения он с головой погрузился в кипучую московскую жизнь-театры, интеллектуальные кружки, светские салоны, балы.. Пушкин бывал в салоне Зинаиды Волконской-пленительной «царицы муз и красоты», в ее «волшебном замке музыкальной феи». У правой стены портрет Волконской. На центральной стене-продолжение московской темы. Слева вверху портрет Федора Толстого, который в 1829 году выступил сватом поэта к Наталье Гончаровой, поэта все больше занимают мысли «о счастье на проторенных дорогах»-женитьбе, домашнем очаге и детях. Тем не менее Пушкин успевает влюбиться в хорошенькую брюнетку Софью Пушкину в доме Ушаковых на Пресненских прудах… Далее Петербург, здесь поэт издает «Литературную газету», альманах «Северные цветы». На стене портрет Антона Дельвига, ближайшего друга поэта. В витрине — номер альманаха. У окон — рассказ о поездке Пушкина в Арзрум в этом же 1829 году. После возвращения из ссылки поэт мечется между Москвой, Петербургом, Тверским краем, просится за границу, в Европу, Китай, по выражению писателя Путяты, «было заметно грустное беспокойство, какое-то неравенство духа, казалось он чем-то томился, куда-то порывался». В этом же году поэт уезжает на действующий турецкий фронт. Портреты на стенах напоминают о встрече с полуопальными и ссыльными друзьями-генералом Ермоловым, Раевским-младшим, лицейским друзьями Вольховским и Чернышевым. Здесь в витрине рисунок и очки погибшего в Персии друга Пушкина- поэта-дипломата Александра Грибоедова.

Зал№11 Этот зал помогает создать образ романа «Евгений Онегин». Здесь и портреты современников автора, и виды местностей, жанровые сцены,  книги, предметы быта, черновики рукописей.. Пространство зала построено соответственно тексту произведения: Петербург-деревня-Москва-Петербург. Портреты на стенах помогают «увидеть» персонажей романа. Многие современники Пушкина узнавали себя в его образах, а знакомые считали себя прототипами образов. Дамский столик с книгами — круг чтения Татьяны, над ним в рамке лица сестер Шуберт; задумчивая девушка с письмом, зеркало на стене, подсвечник с экраном — детали, которые вводят нас в мир пушкинской героини. Экспонаты в большой витрине помогают понять личность Евгения Онегина; книжный ряд раскрывает его духовное становление; портрет и томик Байрона, фигурка Наполеона — увлечение романтизмом. «Евгений Онегин» продолжил традиции нравоучительных романов 18-19 в.в., где основой личности и стержнем существования была нравственность, помогавшая человеку понять свое предназначение в жизни и сохранять внутреннее достоинство. Рукописи сопровождают нас начала и до конца зала. В них творческие поиски Пушкина.

зал№12 Письменный стол из болдинского дома -главный экспонат зала. В 1830, 1833 и 1834 г.г. поэт проводит осенние месяцы в нижегородском имении Пушкиных-Болдине, где напряженно работает. «Осень подходит. Это любимое мое время — здоровье мое обыкновенно крепнет — пора литературных трудов настает» писал поэт Плетневу в августе 1830 года. Осень 1830 года стала символом удивительного творческого подъема поэта. На стене между окон — список произведений, созданных в те месяцы, их более 40! Это сказки и стихи, проза и драматические произведения, публицистика, последние главы «Евгения Онегина». Начало 1830-х годов было ознаменовано сложной политической ситуацией в России и Европе. На левой стене — изображение больного холерой и холерного карантина напоминают о смертельной опасности тех лет. Рядом —  рисунок с единственным изображением кабинета Пушкина в Болдине, сделанный им самим, рукописи «Маленьких трагедий», «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», — поэт сопровождает их подробными иллюстрациями, рисунок к шутливой поэме «Домик в Коломне», где поэт изобразил переломный момент повествования, — «Кухарка бреется». На правой стене — рукописи сказок с рисунками поэта, на которых герои приобретают видимые черты. Осень 1833 года — время создания «Медного всадника», сказок «Пиковой дамы», «Истории Пугачева». В 1834 году Пушкин пробыл в Болдине недолго и уехал в середине октября с рукописью «Сказки о золотом петушке».

Зал№13 Первые воззрения Пушкина на исторический процесс в России возникли в Лицее во время слушания лекций, в дальнейшем размышления расширялись по мере знакомства с исторической литературой. В первом ряду важнейших книг была работа Карамзина «История государства российского», где поэт смог прикоснуться к глубинным историческим процессам прошлого России. В этот период поэт выдвигает тезис о том, что «История народа принадлежит поэту» намекая, что самое глубокое изображение истории достигается литературно-художественным способом. Такое кредо повлияло на художественную плодотворность поэта и писателя Пушкина, который создал немало высококлассных произведений исторического формата. Среди них: «Песнь о вещем Олеге», «Русалка», «Борис Годунов», песни о восстании Степана Разина, «История пугачевского бунта», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».  В «Истории Пугачевского бунта» Пушкин уже смог заявить о себе как о профессиональном историке, который совершил много связанных с этой темой поездок, расспросов современников событий, архивных изысканий и изучения мемуарной литературы. Исторический труд вышел в свет в 1834 году и состоял из 2 томов. У Пушкина Пугачев предстает не как главарь огромной шайки разбойников, а как волевой, народный вождь, величавый и героический. В изысканиях Пушкин обращается к Дмитриеву, очевидцу смерти Пугачева, записывает рассказы Ивана Крылова, приговоренного вместе с матерью к повешению. Его отец был капитаном в Яицком городке (портреты Крылова и Дмитриева слево у входа). Для окончательного завершения истории Пугачева, Пушкин отправляется в августе 1833 года в поездку по местам восстания-Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Берда. Виды этих мест на стенах зала. Казанский купец Крупенников (портрет старика с окладистой бородой) рассказал Пушкину, как семнадцатилетним попал в плен к Пугачеву. В Берде старуха-казачка Бунтова пела песни о Пугачеве и говорила: «Грех сказать, он нам зла не сделал». Многие в тех местах помнили Пугачева как «государя Петра Федоровича».

Зал№14 Зал посвящен императору Петру I и его главному творению — городу Петербургу. В центре на высоком постаменте голова Петра — гипсовая модель , созданная для отливки медного всадника. Справа и слева — витрины с материалами о петровском царствовании: в 1830-е года Пушкин работает над «Историей Петра», но его труд остается незавершенным. Взгляд Петра обращен на созданный его волей город: военная твердыня, торговый порт, столица империи. Виды Петербурга 1-ой трети 19 века на стенах зала словно окружают скульптурный портрет императора. Напротив изображено самое страшное наводнение Петербурга -7 ноября 1824 года. В тот день, казалось, исполнялись все предсказания о гибели города. Но титаническая воля и сила созидательного начала Петра были так велики, что стихия отступила перед ними. Устойчивое петербургское предание говорит, что город будет стоять пока в нем находится памятник Петру I. Культурный, исторический, мифологический образ Петербурга воплотился в поэме Пушкина «Медный всадник». Образы Медного всадника и Евгения — вечное российское противостояние государства и человеческой личности. Но у Пушкина слабый голос человека зазвучал протестом против подавляющей его громады — стихии и государства. Петербургские повести — «Пиковая дама» и «Медный всадник» были написаны в 1833 году в Болдине. Витрина вдоль окон- материалы, рассказывающие об этих произведениях;  портреты Загряжской и Голицыной — их узнавали в образе старой графини; изображения и описания наводнения 1824 года. Вот, 17-метровая литография, которую полностью показать достаточно проблематично показывает вид Невского проспекта от Дворцовой площади , правая и левая его стороны. Завершает зал портрет философа Петра Чаадаева, друга Пушкина, подвергавшего резкой критике русскую действительность. Здесь его личные вещи: кресло и часы. Публикация в журнале «Телескоп» его «Философских писем»в 1836 году, навлекла на него неприятности. Например, о судьбе России он писал: «тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании.. Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя».

Зал№15 Этот зал посвящен другому ближайшему другу Пушкина — Павлу Нащокину, с которым поэт вместе воспитывался в Благородном пансионе Царскосельского лицея. Пушкина в его добром друге и товарище привлекали широкая натура, оригинальный ум и доброе сердце. Особенно сблизились они в 1830-е годы: тогда поэт приезжая в Москву, постоянно останавливался у Нащокина, а в переписке они делились друг с другом житейскими заботами. Пушкин крестил дочь Нащокина от цыганки Ольги Солдатовой, в июне 1833 года. Нащокин, в свою очередь, приезжал в Петербург, чтобы крестить сына Пушкина-Александра. Высоко ценя в Нащокине дар рассказчика, Пушкин всячески уговаривал его писать мемуары. Известны начало «Записок» Нащокина, продиктованное ему Пушкиным, и отрывок в виде письма к Пушкину… Воспоминания Нащокина о Пушкине записал в 1851-1853 г.г. В свою очередь Анненков писал о Нащокине: «редкие люди умели так сберечь человеческое достоинство, прямоту души, благородство характера, чистую совесть и неизменную доброту сердца, как этот друг Пушкина, в самых критических обстоятельствах жизни, на краю гибели, в омуте слепых страстей и увлечений и под ударами судьбы и несчастия». Гершензон об дружбе Пушкина с Нащокиным писал: «Нет сомнения, что за последние 7-8 лет своей жизни Пушкин не имел друга более близкого, более любимого и преданного, чем Нащокин. Дружба эта носила совершенно братский характер.» Главный экспонат в зале №15 это мини-копия московской квартиры Павла Нащокина, который он заказал, проживая в этой квартире, потратив на изготовление макета около 40 тыс.рублей! На эти деньги можно было купить маленькую деревню со 100 крестьянами. Все детали в макете соответствуют реальной обстановке в квартире Нащокина. Например, «стол-сороконожка» раздвигается, на полках стоит фарфоровая посуда, на столах постелены скатерти, в гостиной стоит маленький бильярд фирмы «Fisher», на котором можно сыграть, нажимая маленькими палочками. В крохотном буфете выдвигаются все ящички, можно вскипятить воду в миниатюрном самоваре, зажечь торшер. Представлены даже 2 крошечных револьвера, которые стреляли крошечной картечью.

Зал№16 Последние годы пушкинской жизни связаны с Петербургом. Профессионально заниматься литературой и журналистикой можно было только в столице. Пушкин первым из русских писателей поставил занятие литературы на коммерческую основу. Он говорил, что его кормят 36 букв русского алфавита. Витрина в стене: 4 тома журнала «Современник» — журналист Александр Сергеевич Пушкин издал в 1836 году; 5 выпустят в свет друзья после его гибели в 1837 году. На стенах зала портреты тех, кто печатался в пушкинском «Современнике»: Жуковский, Дурова, Давыдов, Кольцов, Гоголь, Одоевский, Шиллинг фон Канштадт и др.Они, также как и Брюллов и Глинка, составляли ближайший круг общения Пушкина в эти годы. Слава от витрины небольшая картина Чернецова — групповой портрет писателей: Крылов, Пушкин, Жуковский, Гнедич. Перед нами один из последних прижизненных портретов поэта. В углу около стола-этажерка Жуковского; остальная мебель в зале принадлежала прежде художнику Брюллову. Над столом картина, написанная учениками Венецианова «Субботнее собрание у Жуковского». Здесь изображен тот вечер, когда приехавший из Воронежа поэт Кольцов знакомил друзей с новыми произведениями. Есть разночтения в определении портретируемых  (слева направо): Плетнтев, Жуковский (Одоевский?), в центре Кольцов, сзади Гоголь, сидят Пушкин, Глинка, Одоевский?, Крылов, Кривцов, Первский?, Вильегорский, Вигель, Карамзин. У окон 2 больших полотна «Военная галерея в Зимнем дворце» и «Лестница в Аничковом дворце». 

Последний зал№17 рассказывает о тех, кто находился рядом с умирающим Пушкиным. На стенах их портреты: Екатерина Карамзина-супруга историка Николая Карамзина, ученый-историк Петр Вяземский, поэт Василий Жуковский, поэт Петр Плетнев. Карамзина писала сыну: «… закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! Он дрался в середу на дуэли с Дантесом, и он прострелил его насквозь; Пушкин бессмертный жил 2 дня, а вчерась в пятницу, отлетел от нас; я имела горькую сладость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал. Ты можешь вообразить мои чувства в эту минуту, особливо, когда узнаешь, что Арендт с первой минуты сказал, что никакой надежды нет!» Вяземский же о последних мгновениях жизни поэта выразился так: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного. Она надлежащим образом осветила всю его жизнь. Сколько было в этой исстрадавшейся душе великолепия, силы, глубокого и скрытого самоотвержения! Ни одного горького слова, ни одной резкой жалобы, никакого едкого напоминания о случившемся не произнес он, ничего, кроме слов мира и прощения своему врагу». В витрине- посмертные издания сочинений Пушкина, 5-ый том журнала «Современник», подготовленный поэтом и изданный Жуковским. Завершает экспозицию мраморный бюст Пушкина, заказанный Нащокиным у скульптора Витали.