Музей-квартира Архипа Куинджи наб.Макарова 10

Выбор мастерской
В доме на Биржевом пер.1\10 жили разные великие художники. Например, в 1869-1887 г.г. в доме  жил и работал художник-портретист, автор «Христос в пустыне», «Русалки», «Лунная ночь» — Иван Николаевич Крамской, а с 1897-1910 здесь уже жил и работал Архип Иванович Куинджи. Великий мастер пейзажной живописи, импрессионист, известный многими полотнами, прежде всего: «Лунная ночь на Днепре», «На острове Валаам», «Березовая роща», «После дождя», «Север», «Христос в Гефсиманском Саду» и др. Художнику очень понравилась квартира с огромной мастерской на мансардном этаже, из больших окон которой открывался панорамный вид на набережную и Петроградскую сторону. Дом, в котором находится музей-квартира Куинджи, включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России в качестве памятника истории федерального значения.

Сейчас для посетителей открыты мастерская, гостиная и кабинет художника. Экспозиция музея стремится одновременно и воссоздать обстановку, окружавшую художника в период его проживания в этой квартире, например Рояль жены художника-Веры, шахматы и микроскоп художника, портрет художника, нарисованного Крамским, обстановка рабочего кабинета художника. Помимо мебели, мольбертов и ряда личных вещей художника, в мастерской представлены многие работы его учеников — Николая Рериха, Аркадия Рылова, Вильгкльма Пурвитиса, Михаила Латри, Константина Богаевского, Александра Борисова и других.

Художник дружил со многими писателями, где одним из них был Иван Тургенев, который пришел в такой  восторг увидев еще не оконченную картину автора «Лунная ночь на Днепре», что в 1880 году сделал настолько яркий и сильный ее анонс на одном из вечеров для знати, что уже на следующий день внук Николая Первого -великий князь Константин Константинович «примчался» в мастерскую к художнику и увидев картину спросил: «Сколько будет стоить?». Художник не узнав великой особы назвал заоблачную сумму в 5 тысяч рублей на что услышал «хорошо, оставляю за собой».  Великий князь настолько влюбился в эту картину, что 2 года возил ее в своем морском путешествии, а потом впервые в истории России провел знаменитую выставку одной картины, которая стала настоящим ажиотажем. Используемые художником в  картинах (например «Украинская ночь», «Исаакиевский Собор при луне») световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, позволяли ему добиваться почти полной иллюзии освещения.  Картины написанные в мастерской на Биржевом пер.1\50:  «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр утром», «Вечер на Украине», «Березовая роща».

Общество Куинджи
Куинджи в 1909 году основал творческое объединение художников Петербурга, пожертвовав на эти цели 150 тысяч рублей и дом в Крыму. Император Николай II внимательно и благосклонно относился к обществу и следил за его развитием. Перед смертью Куинджи завещал весь свой капитал и картины Обществу.

Куинджи и ученики
После реформы Академии Художеств в 1893 году Куинджи стал проводить много занятий в пейзажной мастерской. Количество желающих получить уроки Архипа Ивановича постоянно росло. Многие из постоянных слушателей стали учениками. Это и Николай Рерих, который уехал в Индию, и пейзажист Аркадий Рылов, и пейзажист Константин Богаевский работавший в Крыму, и пейзажист Вильгельм Пурвит, работавший в Латвии, и график Фердинанд Рущиц, работавший в Польше. Все они так или иначе развивали тенденции искусства Куинджи- реалистическое отображение природы, ее романтическую интерпретацию и передачу свойств национальных особенностей.

Гостиная и рабочий кабинет: