Музей «ледокол Красин» на наб.Лейтенанта Шмидта,23

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

В 1915 году Совет Министров России принял программу строительства своего ледокольного флота. Это было связано с решением о расширении коммерческого освоения арктических морей (Белое, Баренцево, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Карское и Чукотское). Первыми ледоколами были «Ермак» и «Святогор» (позже «Красин»), которые были построены в английском Ньюкасле в 1916 году. У «Святогора» были более мощные машины (мощность на валу-10 тыс.л.с.), большее водоизмещение (10,6 тыс.тонн), более мощный 3-метровый ледовой пояс, большей длиной (98,53 метра) и скоростью 15 узлов.

У «Святогора» оказалась сложная судьба, связанная с продолжающейся Первой мировой войной и начавшейся в России революцией. Во время обороны Архангельска в 1918 году от английских военных кораблей советские власти приказали затопить ледокол «Святогор» и ледокол «Микула Селянинович», чтобы вражеские корабли не смогли пройти в устье Северной Двины. Но войска Антанты все равно захватили Архангельск, а экипаж ледокола вместе с капитаном был расстрелян.

В 1920 году поднятый ледокол увезли в Англию. Спустя некоторое время советское правительство было вынуждено арендовать ледокол «Святогор» для спасательных работ по «вызволению из ледового плена» парохода «Соловей Будимирович» с 85 пассажирами. Помогал «Святогору» ледорез «III Интернационал». 19-29 июня 1920 года проходила совместная спасательная операция, завершившаяся успехом. «Святогор» вернулся в английский порт приписки и пробыл там до 1921 года. Все это время велось обсуждение о размере выплаты за ледокол и его передачи советскому правительству. Главными оппонентами англичанам были большевик со стажем, нарком внешней торговли РСФСР Леонид Красин и академик-кораблестроитель Алексей Крылов.

Вернувшийся на родину «Святогор» развернул бурную деятельность: в период 1923-1926 г.г. помогал прохождению торговых судов на Балтийском море, а в период 1925-1926 г.г. постоянно вызволял из ледового плена пароходы, зажатые льдами в районе острова Гогланд и сопровождал их до Ленинграда. В 1927 году начался новый этап жизни ледокола, связанный с его переименованием в «Красин».

Всемирную известность «Красину» принесла операция по спасению экипажа исследовательского дирижабля «Италия» 16 человек, который хотел обследовать Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и для этого высадиться на полюсе на неделю. На участке от Шпицбергена до полюса произошла авария и дирижабль оказался на льдине. Италия попросила советское правительство срочно направить для спасения ледокол и 16 июня 1928 года «Красин» поднял на борт 9 выживших участников экспедиции. Триумфальная встреча «Красина» состоялась в Ленинграде, на наб.Лейтенанта Шмидта 5 октября 1928 года.

В 1930-е годы слава «Красина» продолжает расти. Теперь, это уже ледокол «с опытом» проводит грузовые суда сквозь дрейфующие льды, протаскивает караваны судов сквозь плавучие льды, крушит мощные ледовые перемычки в морях Ледовитого Океана, участвует в спасении парохода «Челюскин», поисках самолета Леваневского, совершавшего через Северный полюс перелет из Москвы в США. Капитаном «Красина» в этот период являлся Михаил Белоусов, впоследствии ставший руководителем арктического флота СССР. Он создал деловую, благоприятную атмосферу на корабле, и молодые члены команды отвечали ему отвагой и самоотверженностью.

Начало Великой Отечественной войны «Красин» встретил в чукотской бухте Провидения. Во время войны ледокол делал тоже самое, что и до войны-занимался проводкой. Однако «Красин» участвовал в сопровождении полярного конвоя из 25 грузовых судов (PQ-15), который вез в СССР боеприпасы, горючее, медикаменты от берегов Шотландии в апреле 1942 года. Несмотря на 2 группы прикрытия, конвой был атакован фашистскими военно-морскими силами. «Красин» также оказывал сопротивление врагу, но потерь не удалось избежать и 3 грузовых судна, а также польская подводная одна оказались потопленными. Но 5 мая 1942 года конвой PQ-15 прибыл в Мурманск. В этот же период «Красин» сопровождал второй конвой PQ-15, но уже из Рейкьявика. Ледокол участвовал в отражении налета вражеской авиации, сбив 2 самолета.

После таких испытаний «Красин» встал на плановый ремонт во Владивостоке, а позже на капитальный ремонт в Германской Демократической Республике, где ему поставили новую энергетическую установку, полностью модернизировали внешний вид и установили вертолетную площадку. Ледокол стал работать на участке Северного Морского Пути- кратчайшего морского пути между европейской частью СССР и Дальним Востоком. Специфика работы оставалась прежней-проводка грузовых судов в арктических, северных морях. Отработав в арктических морях, на Балтике и Дальнем Востоке 54 года в 1971 году «Красин» был передан в Министерство геологии СССР. Еще 17 лет проработал на Шпицбергене и Гренландских морях, пока в конце 1980-х не был выведен полностью из эксплуатации в начале перестройки.