Залы и экспозиции Михайловского Замка

Интересно, что Инженерный замок был построен на месте снесенного в 1796 году Павлом I Летнего дворца Елизаветы Петровны, в котором он родился в 1754 году. Здесь же его мать Екатерина II после переворота 1762 года была объявлена гвардейцами российской императрицей. После смерти Екатерины II Павел сразу приступил к реализации своего замысла по постройке обособленного замка, отделенного наб. Мойки и Фонтанки. Путешествуя по Европе в 1781-1782 г.г. Павел делал наброски и мини эскизы своего будущего дворца в Петербурге, обращаясь к различным архитектурным образцам, увиденным им в Европе. Инженерный замок строился огромными темпами и стяжал на себя значительную часть государственных расходов. Неудивительно, что замок-дворец считался самой дорогой европейской постройкой своего времени, и превышал 6 млн. потраченных рублей.

Знаменитый архитектор создал самый впечатляющий, двусветный, огромнейший зал Михайловского замка-Воскресенский или Кавалергардский зал. В нишах стен висели парадные картины исторического содержания: «Крещение князя Владимира», «Победа Дмитрия Донского», «Взятие Казани Иваном Грозным», «Призвание Михаила Федоровича Романова на царствование», «Полтавская баталия» и «Проход русского флота через пролив Босфор». Зал освещался 4 большими бронзовыми фонарями с выпуклыми стеклами. Такой красивый зал использовался для проведения балов, официальных мероприятий, встреч зарубежных послов и министров, торжественных мероприятий. В центре зала находился плафон «аллегорического содержания» работы итальянского мастера Фондебассо. При реставрации зала был воссоздан плафон николаевского образца. В лепной восьмиугольной раме находилось изображение белого мальтийского креста с включенной в него короной, фортецией и вензелем императора Николая I. Изображение креста обрамлено шестиугольными звездами на голубоватом фоне, а вокруг звезд выполнен пояс меандра на розовом фоне… После смерти Павла I именно в этом зале было выставлено тело императора для прощания. После смерти Павла I этот зал также как и другие стал приходить в запустение, здесь св 1820-х размещалось книгохранилище и архив духовных книг. Позже зал использовали для работы в открывшемся здесь управлении Инженерного департамента. В начале 20 века здесь проходили занятия юнкеров. А в 50-х годах 20 века зал использовался и вовсе для для тренировок курсантов училища им. Дзержинского. Последним учреждением здесь была военно-морская библиотека, которая освободила этот уникальный зал для Русского Музея в 2018 году.

Георгиевский зал входит в 3-ку самых больших парадных залов Инженерного замка. Этот зал граничил с круглым Тронным залом. Здесь находились «караульные посты» в святая святых-место встречи кавалеров Мальтийского ордена. Торжественную отделку «мраморной галереи», как еще называли этот зал из-за обилия разноцветного мрамора, выполнил знаменитый итальянский мастер Винченцо Бренна в 1799-1801 г.г. Отапливался зал 3 большими беломраморными каминами, которые были украшены лазуритом, яшмой и бронзовыми накладками. Освещали зал позолоченные бронзовые и деревянные светильники. Зал был украшен античными скульптурами. После смерти Павла I этот зал стал первым откуда стали вывозить самое ценное в Таврический дворец — красивые надкаминные зеркала, паркетные полы и скульптуры. Камины отправились в Павловский дворец. Позже отсюда были вывезены барельефные композиции, мраморная облицовка стен и даже колонны, которые отправились в строящийся Новый Эрмитаж. Двери были отправлены в строящийся для дочери Николая I Марии-Мариинский дворец. Улучшения в облике зала произошли только в 1894 году, когда здесь располагалось Николаевское инженерное училище. На стенах зала разместили мраморные доски с именами георгиевских кавалеров из числа выпускников училища. Кроме того зал украсили 2 большими люстрами.

В 1798 году Винченцо Бренна создал проект красивейшего зала- Большого Тронного зала. Здесь располагался трон императора Павла I. В центральной части зала на потолке располагался красивейший плафон, и состоял из 2 частей, называемых «Аллегория мира» и «Аллегория победы», где обе части были выполнены на холсте итальянским мастером Джузеппе Валериани. По периметру зала проходила фриза, в которую были помещены 76 вставок с живописными изображениями гербов российских губерний и городов. Интересно, что при этом над дверьми в нишах располагались 6 античных мраморных бюстов римских императоров и их жен. После смерти Павла I зал использовался Гоф-Интендантской конторой. А  позже указом императора Александра I Большой Тронный зал в числе прочих помещений этого крыла замка был передан для проживания генерала инженерных войск Петра Сухтелена. Генерал расположил в зале свою библиотеку. Позже здесь разместился Архив Инженерного департамента, для которого изготовили красивые двухъярусные шкафы для книг., которые можно видеть и сейчас.

Овальный зал Михайловского замка входил в амфиладу парадных покоев императора Павла I и в его бытность оценивался современниками как один из самых привлекательных залов. В центре зала обращает на себя внимание живописный плафон, на котором итальянский мастер живописи Антонио Виги изобразил богов Олимпа. Интересно, что стены были отделаны искусственным мрамором. Простенки же между колоннами держали огромные зеркала в золоченных резных рамах. Получался эффект расширения пространства зала. Итальянский скульптор Кончецио Альбани наполнил скульптурное пространство зала барельефными композициями и изящными фигурами кариатид. Мебель стояла «огненного» цвета из бархата-диваны, пуфы, отделанные серебряными шнурками и кистями. Ближе к 50-м годам 19 века этот зал стал модельным в устроенном здесь Инженерном училище, был разделен на два этажа.

Парадную опочивальню Марии Федоровны (спальню императрицы)  трудно назвать уютным уголком. Это довольно обширное помещение на 2 этаже замка, окна которого выходят на Летний сад. Опочивальня была частью парадных покоев второй супруги Павла I. Они находились в составе анфилады в восточном выступе северного  фасада Инженерного замка. В летний период  София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская могла выйти на обширную террасу. Отделка парадной опочивальни была заказана Павлом I своему архитектору Винченцо Бренне, который отделал стены дорогим искусственным мрамором, а на стены вмонтировал огромные зеркала с резными золоченными рамами. Двери, оформленные синими стеклами красовались позолоченными бронзовыми накладками. Украшением же потолка являлась тонкая золоченая лепнина. Освещение происходило за счет 2 хрустальных люстр с 2 десятками подсвечников. Мебель была сделана на заказ, обита парчой в тон стен и оформлена серебряными шитыми узорами.

Тронный зал императрицы Марии Федоровны входил в анфиладу парадных покоев жены Павла I. Интересно, что кроме этого тронного зала, еще 2 тронных зала было у самого Павла I, а после смерти Павла I тронные залы были его сына Александра Павловича и цесаревича Константина Павловича. Как и большинство других помещений замка тронный зал был выполнен в 1799-1801 г.г. по проекту Винченцо Бренны. Зал имеет 5 входов и позже в 1859 году, устроенную полуциркульную арку, которая несет функцию разграничения тронной и предтронной помещений. Очень интересен плафон в центре потолка под названием «Суд Париса», который выполнил мастер Иоганн Якоб Меттенлейтер. Стены тронного зала были оформлены малиновым бархатом.

Покои камер-фрейлины Анны Протасовой были разделены в анфиладе на гостиную, столовую, спальню, диванную и выходили окнами на Фонтанку. Стены были затянуты тканями, потолки расписаны довольно простым орнаментом. Протасовой не только покровительствовала Екатерина II, считавшая ее близкой подругой, но и благоволил император Павел I, позволивший сохранить ей свое положение при дворе и при коронации наградивший ее орденом Святой Екатерины. При Александре I в день коронации он возвел Протасову и ее родню в графское достоинство.

Галерея Рафаэля одно из интереснейших помещений Инженерного замка. Такое название получило из-за находившихся здесь 4 гобелен-шпалер с росписями Рафаэля. Павел I свозил во дворец-замок все самое ценное, что было в других дворцах: картины, статуи, плафоны… Один из сохранившихся подлинных плафонов имеет авторство мастера Иоганна Меттенлейтера. В настоящее время зал используется для постоянной экспозиции под названием «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», где представлены высокохудожественные копии мастеров этой эпохи, таких как Веронезе, Рафаэль и Тициан. Копии выполнили такие известные русские живописцы как Федор Антонович Бруни, Карл Павлович Брюллов, Александр Андреевич Иванов, Антон Павлович Лосенко и др.

Зал антиков императрицы Марии Федоровны был посвящен такой популярной тематике как Античность, где были представлены скульптуры (особо популярны были статуя Дианы и статуя Вакха), выполненных Жан-Антуаном Гудоном. Сейчас в зале располагается постоянная экспозиция «Античные сюжеты в русском искусстве».