Охтинская верфь на Охтинском мысе

Сейчас этот участок пустует, но в годы блокады Ленинграда это место многое помнит. Во время блокады «Петрозавод» занимался переоборудованием буксиров в минные тральщики и производством оборонной продукции. Но самое главное — на предприятии производился срочный ремонт и срочная достройка кораблей для Балтийского флота, которые не были введены в эксплуатацию до начала Великой Отечественной войны. Думаю, многие знают про очень тяжелые условия труда в первую блокадную зиму, когда в городе наступил голод и немногие люди были в состоянии работать. На многих предприятиях прекратилась подача электроэнергии. Поэтому на «Петрозаводе» в этот период организовали общежитие и стационар с усиленным питанием для ослабевших рабочих, работающих на военном производстве. Нужно было ввести в действие много кораблей, поэтому если в начале 1942 года на заводе работало только 13 человек, то к середине апреля этого года уже было задействовано 235 человек, в том числе команды кораблей. Ведь в начале войны значительное количество петрозаводцев ушло в народное ополчение.
Итогом напряженного труда в годы войны на верфи стало построение для Балтийского Флота 19 крупных боевых кораблей (всего 46 судов разного водоизмещения), ремонт и достройка 80 кораблей, выпуск значительного количества техники и боеприпасов.
Справка:
Судостроительное предприятие с богатейшей историей было основано Петром I на месте разрушенного шведского поселения Ниеншанц (Шлотбург, Ландскрона, Канец), захваченного русскими войсками под предводительством Александра Меншикова. В ХХ веке на судостроительном предприятии строились миноносцы, морские буксиры и подводные лодки, были созданы шлюпы «Восток» и «Камчатка», фрегат «Паллада».