улица Репина

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Исторически сложилось так, что улочка в основном использовалась для подвоза дров, этакий временный склад хранения дров под открытым небом. В годы Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда это исторически сложившееся качество сыграло страшную роль для улицы. Улица Репина была в списке мест, куда постоянно свозились трупы умерших от голода и болезней ленинградцев. Это была улица-морг под открытым небом, куда свозили погибших из центра Ленинграда для последующей перевозки умерших в крематории и районный морг на 8 линии, 73. Умершие лежали по обеим сторонам улицы, ширина которой всего 5,2 метра и на протяжении всей ее длины. Это было ужасное зрелище.. Правда, такие «склады» в блокадном Ленинграде были и в других местах. В печальном списке «проходных» мест был храм Спас на Крови на канале Грибоедова дом 2, церковь на Смоленском кладбище и Ильинская церковь на Ржевке…
Блокада Ленинграда фашистскими войсками длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — 872 дня. В начале наступления на Ленинград фашистским войскам не удалось сразу «с наскока» захватить город, что вызвало припадок яростного гнева у Гитлера, который считал, что захват Ленинграда -это не только уничтожение балтийского флота и полный контроль над Балтийским регионом. Молниеностный захват Ленинграда-это по мнению Гитлера был бы стратегический слом в войне Советского Союза, где Ленинград -это колыбель Октябрьской революции.
8 сентября войска группы «Север» захватили Петрокрепость, взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город был блокирован финскими войсками, которые были остановлены 23-й армией у Карельского укрепленного района («линия Сталина»). Внутри кольца оказалась большая часть войск Ленинградского фронта (8-я, 23-я, 55-я, 42-я армии) и практически все силы Балтийского флота численностью более 500 тысяч человек. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города более 2,5 млн. жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах, причем для Ленинграда был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составила около 5000 км2. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации.
Период с ноября 1941 года до января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады-каждый день в Ленинграде умирало более 4 тысяч человек, что в 100 раз превышало показатели смертности в мирное время. Были дни, когда умирало 6—7 тысяч человек. С наступлением зимы в Ленинграде практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15% от довоенного уровня. Замёрзли и были отключены водопровод и канализация, прекратилось централизованное отопление домов, остановилась работа практически всех фабрик и заводов. По разным авторитетным источникам, за годы блокады погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Цифра умерших в блокаду 632.253 человек (97 % умерли от голода) была официально обнародована на Нюрнбергском процессе. 500 тысяч человек, умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище, в 6 общих траншеях длиной по 150 метров и глубиной 4,5 метра. На Серафимовском кладбище в 1941—1944 г.г. было похоронено более 100 тысяч человек… Огромное количество людей было сожжено в печах-крематориях..

Историческая справка: Эта аккуратная улица с симпатичными невысокими домами находится недалеко от стрелки Васильевского острова, проходит между 1 и 2 линией и тянется от Большого проспекта Васильевского острова до Румянцевского сада на Университетской набережной. Если в XIX веке улица называлась по имени золотопромышленника Соловьева, а в самом начале- Песочным переулком. Тогда это была в XVIII веке дорога, связывающая усадьбу Меньшикова, расположенную у Румянцевского сада, с Французской слободой, находящейся в глубине острова. Имя художника Репина улица получила в 1952 году. У этой улицы есть интересные особенности, например, эта самая узкая улица Санкт-Петербурга, которая имеет статус улицы. Кроме того, это единственная улица в Санкт-Петербурге, где на проезжей части практически на всем протяжении улицы сохранено мощение.