Кони Клодта на Аничковом мосту

Как ни странно, но Аничков мост соединяет Безымянный и Спасский острова Петербурга. Свое название мост получил от имени инженера-полковника Аничкова, чье инженерное подразделение здесь занималось строительством переправы. Главное украшение моста -кони Клодта. Торжественное открытие Аничкова моста состоялось в 1842 году, тогда же появились чугунные решетки немецкого художника Карла Шинкеля с изображением морских коньков и русалочек. Решетки с таким же рисунком установлены в Берлине и на Дворцовом мосту. В 1841 году петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Юноша, берущий коня под уздцы» и «Конь с идущим юношей». Первых коней, отлитых из бронзы в 1842 году по приказу Николая I отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине. Следующие отлитые кони в 1844 году установили на мосту, но через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия императрицы по Италии. Эти скульптуры в настоящее время  находятся перед Королевским дворцом в Неаполе. В 1846 году Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году 2 новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в 4 скульптурных группах:

Первая группа: «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв его за узду.

Вторая группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное.

В третьей группе, которая у Дворца Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой.

В четвертой группе видно, что атлет все-таки покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное.  Клодт прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».

Легенды и мифы:

— Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника: «Ты лучше лепишь лошадей, Клодт, чем ездишь на них»

— При торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сделал сомнительный комплимент: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»

— Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней, и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России

— Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у 2 его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине.

Народный фольклор:

— Существует фольклорное название переправы — «мост 16 яиц». До 1917 года это был «мост 18 яиц», поскольку кроме 4 скульптур у переправы находился еще и городовой.

— В пору борьбы с алкоголизмом родилось фольклорное выражение «В Питере не пьют только 4 человека, им некогда — они коней держат».

Интересные факты:

— Кони, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания — не подкованы. Подкованы те, что идут от кузниц, которые в 18 веке здесь располагались.

— Петр Клодт является также автором памятника Николаю I на Исаакиевской площади и знаменательного тем, что имеет всего 2 точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду, модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра

— Эмблема Петербурга на перилах появилась, когда чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске.