Медный Всадник на Сенатской площади

Открытие памятника первому императору России Петру I на Сенатской площади состоялось 7 августа 1782 года. В открытии участвовала Екатерина II, которая, наблюдавшая за событиями с балкона здания Сената и давшая знак к торжественному снятию полотняной ограды с бронзового памятника. Название «медный» за памятником закрепилось благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770 г. Удивительно, но такие умы Просвещения, как Вольтер и Дидро, с которыми Екатерина II была в хороших отношениях рекомендовали парижского профессора Фальконе в качестве главного мастера для этого памятника! Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. «Гром-камень» на котором стоит Медный Всадник был найден в окрестностях деревни Конная Лахта на берегу Финского залива. После того как его извлекли из земли, котлован заполнила вода и образовался водоём, сохранившийся до настоящего времени, — Петровский пруд. Путь камня до места погрузки был равен почти 8 км.

Чтобы показать, что это не просто безликий памятник приведу отрывок из хроники происшествий за 2014 год: «строитель из Кировской области влез на гранитное основание знаменитого памятника Петру I, но не удержался на нем и упал. От полученных травм смерть наступила на месте до приезда «скорой». По предварительным данным, мужчина находился в состоянии опьянения и на памятник залез для того, чтобы удачно сфотографироваться…»

Не менее одиозной выглядит и ситуация, описанная Пушкиным в «Медном Всаднике» :  Евгений узнал и место, где «потоп играл», и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался». Именно Петра он считает виновником своего горя из-за смерти Параши. Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, Евгений взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..». И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника». С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, «как бы смиряя его муку». Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья.

Тот же мотив передан в романе Федора Достоевского «Подросток»: «А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй,  для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?». У Андрея Белого в романе «Петербург» герой в плену галлюцинаций заключает сделку с силами зла и убивает своего товарища. Затем он влезает на труп и застывает в позе Медного всадника с выставленным вперёд орудием убийства — окровавленными ножницами. Наконец, известный мистик и духовидец XX века Даниил Андреев, описывая один из адских миров в «Розе Мира», сообщает о том, что в инфернальном Петербурге факел в руке Медного всадника является единственным источником света, при этом Пётр сидит не на коне, а на жутком драконе

С началом Великой Отечественной войны комиссия по сохранению памятников Ленинграда пришла к выводу, что физически эвакуировать Медный Всадник не представляется возможным. Не было также никакой возможности зарыть памятник в землю, как например, поступили с конями Клодта на Аничковом мосту, зарыв из в саду Аничкого дворца. Поэтому было принято решение обшить этот бесценный памятник бревнами, создав некую «защитную оболочку». Памятник также был укрыт мешками с землей и песком.