Юсуповский Дворец на наб. Мойки, 94

Это уникальнейший редкий дворянский особняк Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, красивейший домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых. Мир роскоши и невиданных интерьеров во дворце Юсуповых, были созданы, чтобы показать, что Юсуповский дворец на Мойке является жемчужиной из всех 57 дворцов, принадлежащих княжескому роду. Юсуповы были владельцами дворца и усадьбы с 1830 по 1919 г.г. Это целых 5 поколений знатного дворянского рода князей.  В разные периоды над интерьерами Юсуповского дворца работали выдающиеся русские и европейские архитекторы: много работавший по заказам царской фамилии и высшей аристократии- Ипполит Антонович Монигетти, французский архитектор-Жан Батист Мищель Валлен-Деламот, академик и профессор Императорской Академии художеств-Андрей Алексеевич Михайлов, швейцарский архитектор, академик Императорской Академии художеств-Бернард Зимон, архитектор, академик архитектуры Императорской Академии художеств-Василий Александрович Кеннель, архитектор Александр Степанов, известный представитель неоклассицизма -Андрей Петрович Вайтенс, художник декоративно-прикладного искусства-Андрей Белобородов. Началось строительство современного здания дворца в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. После его смерти в 1789 году дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу. В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице своего фаворита Григория Потёмкина графине Браницкой, в то время её близкой подруге. И наконец, в 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста.

Одним из самых интересных «пространств» Юсуповского дворца является зал Prezioso («Прециоза») площадью 160м2 на 2-ом этаже. Этот зал — один из главных залов картинной галереи дворца. В 1830-е первый облик зала сформировал архитектор Андрей Михайлов, академик Императорской академии художеств, который также известен проектом Большого Театра в Москве, участием в проектировании Исаакиевского Собора, перестройкой дворца Бобринских, строительством Мариинской больницы на Божедомке и мн.др. Спустя 60 лет зал также подвергся переустройству и улучшению благодаря другому архитектору, мастеру «эклектики» — Александру Степанову. В окончательном виде доминантой зала стали своды с большими световыми фонарями. Сама декоративная отделка зала-сдержанная. Плафон украшен растительными орнаментами. Эпоху классицизма в зале подчеркивают двери из красного дерева с массивными бронзовыми накладками. В интерьер отлично вписан изящный камин из белого итальянского мрамора, украшенный фигурками путти. Очень красивы шкафчики с набором цветного камня. Обогащают атмосферу картины на стенах-во времена Юсуповых здесь были представлены работы известнейших мастеров западно-европейского искусства. Среди них были Рембрант, Греза, Лоррена, Буше, Мурильо и мн.др.

Потрясающей красоты, настоящей жемчужиной Юсуповского дворца является действующий и в настоящее время Камерный Театр площадью 117м2. Создавался театр не сразу, в перестройках и улучшении принимали участие видные архитекторы: Андрей Михайлов, Ипполит Монигетти, Александр Степанов.  В последней версии переустройства зал расширился за счет других (хозяйственных) помещений. Отделка поражает воображение своими изящными, немыслимыми формами. Потолок украшен аллегорической сценой «Утро прогоняет ночь», которую написал  Эрнст Карлович Липгарт -декоратор, работавший по заказам императорской и великокняжеских фамилий. Расписанный занавес из твердого холста не раздвигается в стороны, а поднимается вверх. В царской ложе в центре помимо князя и княгини Юсуповых часто бывал император Николай II с членами семьи. Однако император чаще пользовался ложей которая расположена справа от сцены. Домашний театр вмешает до 180 зрителей. Юсуповы не продавали билеты в театр, а высылали приглашения. В этом маленьком храме искусства, где площадь сцены равна площади зрительного зала в 19 веке собирался цвет театрального Петербурга послушать Полину Виардо и Федора Шаляпина, лицезреть Анну Павлову.. За дирижерским пультом стояли известнейшие деятели искусства-Гектор Берлиоз, Михаил Глинка, Ференц Лист, Эдуард Направник.. Со сцены театра выступали со своими стихами Блок, Есенин и Маяковский. Во время Блокады Ленинграда в театр попал снаряд, но он, застрявший на уровне 3-его этажа не разорвался. Говорят, что «он увидев такую красоту, просто не посмел..» В настоящее время такой миниатюрный театр представляет собой настоящую сцену с уникальной акустикой, где звучание прекрасно в каждом уголке зала. Здесь проводятся театральные и балетные постановки, оперы (в стиле «Летучая мышь»), камерные концерты, конференции, презентации, заседания, церемонии награждения и т. д.

Интересен первый зал парадной анфилады- Большая Ротонда. Это совершенный образец дворцового интерьера, выполненный в стиле позднего классицизма. На стенах, облицованных искусственным мрамором изображены парящие фигуры граций. Изящный свод поддерживают 8 колонн ионического ордера, в центре свода представляет собой сферический купол, который символизирует звездное небо. Расписал купол по заказу семьи Юсуповых мастер-живописец Алексей Травин. В полукруглых нишах стоят торжественные вазы-канделябры из голубого фарфора и золоченной бронзы. Эти вазы были приобретены Юсуповыми во Франции в 1850-е г.г. В центре зала, под звездным небом находится круглый диван «пате» («пирог» в переводе с французского), который украшен мраморной скульптурой «Купающаяся Афродита». Убранство Ротонды дополняется камином из белого итальянского мрамора.

Зал Малая Ротонда, также как и зал Prezioso в 1830-е сформировал архитектор Андрей Михайлов, а спустя 60 лет зал подвергся переустройству и улучшению благодаря Александру Степанову. В небольшом круглом зале стояли скульптуры знаменитого итальянского мастера Антонио Кановы, которые в конце 1920-х г.г. из Юсуповского дворца были перевезены в Государственный Эрмитаж. Юсуповым принадлежала находящаяся здесь изящная скульптура «Молящийся мальчик» работы итальянского мастера 19 века Луиджи Пампалони. О трагической семейной истории напоминает скульптура «Ангел печали» -модель надгробного памятника рано ушедшей из жизни княжны Татьяны Юсуповой, младшей сестры Зинаиды Николаевны Юсуповой. Она умерла в возрасте 22 лет и была похоронена в подмосковной усадьбе Юсуповых -Архангельское.

Невероятно красив Римский Зал дворца. Это последний зал в анфиладе картинной галереи. Зал предназначался для парадных целей и совмещал функции картинной галереи. Все потому что это было так сказать «место сбора гостей» перед посещением знаменитого Камерного Театра Юсуповых. Поэтому посередине зала находится парадная лестница, которая спускается вниз, в партер Театра.  Интересно, что парадный вход, который стилизован под римскую арку, ведет из Римского зала в княжескую ложу Камерного Театра.

Самый большой в Юсуповском дворце это Белоколонный зал, площадью 445м2 и занимающий высоту 2 этажей. Во времена Юсуповых Белоколонный зал нередко использовался для торжественных ужинов при свечах после танцев в соседнем Танцевальном зале.  При этом на хорах играл камерный оркестр, услаждая слух гостей. Архитектор зала сделал в Белоколонном зале специальное пространство для оркестра, которое декорированной решеткой соединялось с Танцевальный залом. В зале потрясающая акустика, поэтому здесь часто проводятся концерты и сейчас. Сам просторный Белоколонный зал высотой в 2 этажа имеет 24 красивейших, белоснежных колонны, которые как будто поддерживают сводчатый потолок, расписанный в технике «гризайль». Интересный факт, что в этом зале в 1836 году прошла первая репетиция оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Синяя гостиная входит в знаменитую тройку гостиных Юсуповского дворца (Синяя-Красная-Зеленая). Этот зал представляет собой ярчайший пример классического русского дворцового интерьера 19-нач.20 в.в. Синяя гостиная ( как и Красная) плод многолетнего труда архитектора Андрея Михайлова. При входе в Синюю гостиную привлекает внимание шелковые штофные панно в резных золотых рамах с крупным рисунком листьев и цветов, что создает очень комфортное восприятие цвета зала в целом. Особую изысканность создает сочетание позолоты, синего и белого цветов. Уникален живописный плафон потолка, в росписи которого принимали участие итальянские мастера Барнабо Медичи и Пьетро Скотти. Эти мастера техники гризайль исполнили композицию на античную тему. Интересно, чтоорнамент рисунка потолка схож с орнаментом паркета, а длина палисандровой паркетной досочки при этом равна обычной длине человеческого шага. Синюю гостиную освещают 2 двухярусные люстры, которые правда, являются точными копиями тех, которые были во времена Юсуповых. Мебель зала представлена 16 предметами в стиле Людовика XVI. Стулья и кресла из орехового дерева покрыты  в цвет зала синим цветом и изящно вписываются в общую обстановку. Три дивана расположены у стен, а рядом стоят кресла и стулья, что позволяет демократично и свободно общаться в просторном зале большому количеству людей.

Античный зал-единственный из 5 залов Картинной галереи Юсуповского дворца, сохранивший почти без изменений отделку 1830-х годов. Ниже прикреплено фото рисунка 1862 года Античного зала художника В.С. Садовникова. Само название зала связано с тягой Юсуповых к античным скульптурам, которые решено было расположить в этом зале. После революции 1917 года все скульптуры были переданы в Государственный Эрмитаж. Тем не менее выставленные копии высокого качества позволяют ощутить соответствующую атмосферу. Основные: «Венера Каллипига», «Зима, или Озябшая», «Боргезские борцы».

Зеленая гостиная также как и Синяя гостиная представляет собой ярчайший пример классического русского дворцового интерьера 19-нач.20 в.в. Этот зал позднего русского классицизма — плод многолетнего труда архитектора Андрея Михайлова. При входе в зал внимание привлекает изящная мебель из карельской березы, изготовленная отечественными мастерами-краснодеревщиками в самом начале 20 века. Камин из уральского малахита, который облицован по технике русской мозаики-главное украшение зала.  Изготовил этот шедевр придворный акварелист и мастер эклектики Ипполит Антонович Монигетти в 1862-1863 г.г. Стоящие на камине красивейшие фарфоровые парадные вазы расписывали в конце 19 века европейские художники.

Красная гостиная также выполнена талантливым архитектором Андреем Михайловым в 1830- г.г. Это настоящее произведение искусства! Зал получился настолько хорош, что его еще называли Императорской, Золотой, Малиновой, Имперской гостиной. Такое высокое название определялось тем, что во времена Юсуповых на самом видном месте зала висел большой портрет императора России. Сейчас в гостиной висит портрет первой хозяйки дворца -княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой. Естественно, что как и в других гостиных (Красной и Синей) мебель здесь также уникальна. Это красивейший гарнитур из 28 предметов дубовой резной мебели, покрытой позолотой. Потолок зала расписан в 1830-х  итальянскими художниками Барнабо Медичи и Пьетро Скотти на сюжет поэмы Гомера «Илиада». Угадывается фигура Аполлона на люстре из золоченой бронзы. Ее рисунку композиционно вторит розетка из 8 пород ценного тропического дерева. В золоченных рамах размещаются исторические панно красного щелка, затканного золотым узором мотивом «розетка»

Танцевальный зал Юсуповского дворца -один из самых насыщенных светом и воздухом залов, созданных архитектором Андреем Михайловым. Первоначально зал освещался люстрой на 132 свечи, а к середине 19 века появилась новая большая трехярусная люстра из позолоченной бронзы с хрустальными подвесками. Расширяет пространство и двери, сдвинутые к углам, что дает больший обзор. Гладкая поверхность стен зала облицована искусственным мрамором и украшена пилястрами. Но главным украшением зала являются красивейшие росписи на плафонных поверхностях. В углах плафона изображены торшеры в технике «гризайль». В центре плафона амуры играют с гирляндами цветов, а нимфы танцуют в легких развивающихся на ветру одеждах. Работы по росписи выполнили все те же  итальянские художники Барнабо Медичи и Пьетро Скотти, в технике росписи клеевыми красками по штукатурке и росписью по холсту.

Мавританская гостиная одно из самых экзотических помещений Юсуповского дворца. Интерьер этой гостиной являлся подобием «божественной Альгамбры» ― шедевра испано-мавританского зодчества Гранады XIV века. Оказавшись здесь, чувствуешь себя как внутри золотой шкатулки, все существо как будто обволакивает тонкий восточный колорит. Феликс Юсупов, любивший особо это место писал про него:  «Мавританская зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, устраивал я тут живые картины.. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я -сатрап, а вокруг-рабы».  Попадая сюда из Гардеробной гость мог видеть богатейшие орнаменты на сводах и стенах зала, по золоченому фону-узоры арабской вязи. Люстры-фонари создавали загадочную полутень, отражаемую в мозаичных полах из разноцветного мрамора. Красивые арки делили пространство на 2 части, и ближней части гости попадали в пространство, где могли восхищаться орнаментированной чашей фонтана из цельного куска белого каррарского мрамора. Тут же располагался камин из оникса, который если зажигали, то огонь расцвечивал светлый оникс, создавая зрительный эффект его прозрачности. Фонтан можно было подсвечивать электричеством с 1892 года. В такие моменты просвечивающие через стекло лампочки создавали эффект играющих всеми цветами радуги фонтанных струй.

Гобеленовая гостиная, площадью 120м2-первая гостиная дворца, в которую попадаешь с парадной лестницы. Ее интерьер был создан Бернаром Симоном, где мастер применил модный в то время стиль «эклектика», но с уклоном в сторону французского ренессанса. Во времена Юсупова стены гостиной украшали гобелен из Франции и 3 фламандских шпалеры, которые были подарены дипломату Николаю Борисовичу Юсупову Наполеоном I. Нынешние копии повторяют шпалеры из серии «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Калидонская охота», «Смерть Мелеагра», «Увенчание Аталанты» и гобелена «Дети-садовники». На мраморном камине стоят изящные часы из золоченной бронзы с деталями севрсого фарфора и вазы-канделябры. Возле камина располагается кушетка Рекамье, по имени писательницы и хозяйки парижского интеллектуального салона. В одном стиле с вазами-канделябрами сделаны 2 светильника в стиле Людовика XV, освещающие гостиную. В стиле Людовика XV сделана и мебель зала, которая по замыслу Симона должна была органично вписаться в общую концепцию. В отделке мебели применены такие экзотические материалы как латунь, золоченная бронза и даже панцирь черепахи.

Музейный коридор появился когда архитектору Степанову Технический отдел Городской Управы разрешил возведение 2 каменных пристроек с надворной стороны лицевого дома-Стеклянного и Музейного коридора. Также архитектор реставрировал анфиладу выставочных залов с пробитием новых окон, перебойкою существующих, устройством сводов на рельсах и заменой старых стропил новыми. В музейном коридоре можно видеть наверху 4 полукруглых окна под сводами, через которые в зал попадает естественный свет.

Парадная лестница Юсуповского дворца входит в пятерку самых впечатляющих входных дворцовых групп, наряду с такими как Иорданская лестница Зимнего дворца, Парадная лестница Екатериненского дворца в Царском Селе, Парадная лестница Михайловского дворца, Парадная лестница дворца Великого князя Владимира Александровича, парадная лестница Мраморного дворца. Что же касается Юсуповского дворца, то Парадная лестница, ведущая в парадные залы дворца в 1832 году была создана вместо вьездной арки со стороны набережной Мойки по замыслу академика Императорской Академии художеств Андрея Алексеевича Михайлова. Через 30 лет, в 1860-х г.г. архитектор Ипполит Монигетти произвел дальнейшие улучшения. Сама лестница из белого каррарского мрамора изготовили в Италии и по частям доставили в Санкт-Петербург. Потолок представляет собой богатейшую коллекцию разнообразной причудливой лепнины в стиле необарокко. Композиционный центр лестницы -люстра 19 века диаметром 2,5 метра. При входе на лестницу гостей встречают 2 мраморных сфинкса с женской головой, в нишах же по мере подъема можно встретить мраморные скульптуры, символизирующие аллегории 4 сторон света.

Другими, интересными залами дворца являются: Зал Антонио Виги  с уникальной росписью на потолке «Триумф Геркулеса», Белое фойе, Дубовая столовая, где в ее отделке использовались массивы дуба — дубовые потолок, пол, люстра и пилястры, Николаевский зал, названный в честь Николая Борисовича Юсупова-старшего, положившего начало коллекции произведений искусства Юсуповых. Особое значение занимают Конюшенный флигель и Домовая церковь, где произошло венчание Зинаиды Юсуповой с Феликсом Сумароковым-Эльсоном.

После революции 1917 года, в советский период во дворце разместились немецкое, шведское консульство и комиссия по обмену военнопленными.
В 1918 году дворец был национализирован и в нем был открыт музей картин.
Во время блокады Ленинграда в Юсуповском дворце размещался госпиталь с больничными койками и печками-буржуйками в парадных залах. Копоть печкой-буржуек оседала на полах, стенах и потолках. Несколько авиабомб, попавших в Юсуповский дворец осенью 1941 года буквально «прошили» здание, разрушив интерьер Зелёной гостиной и библиотеку и взорвалась в подвале дворца. От попаданий других снарядов пострадала художественная отделка Домашнего театра, Белоколонного зала и Мавританской гостиной, а возникший пожар уничтожил интерьер зала «Прециоза».