Храм иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной 35

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Когда церковь только возвели в 1711 году, это была домовая Воскресенская церковь при дворце царевны Натальи Алексеевны, дочери царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Дворец царевны Натальи Алексеевны находился тут же между Воскресенской церковью и дворцом царевича Алексея Петровича (Литейным Двором), сыном Петра I от первой супруги Евдокии Лопухиной. Царевна Наталья Алексеевна принимала участие в воспитании царевича Алексея еще в Преображенском, но впоследствии их отношения перестали быть доверительными, поскольку Наталья Алексеевна была горячим поборником всех преобразований, исходивших от Петра I, царевич же Алексей был подвержен влиянию матери, которая была пострижена Петром I в монастырь.
Новый этап в жизни церкви наступил, когда архитектор швейцарского происхождения Луиджи Руска, протеже знаменитого Джакомо Кваренги в период 1817-1818 г.г. построил современную Скорбященскую церковь, которая была освящена по окончании строительства метрополитом Михаилом. Луиджи Руска был сторонником стилей «классицизм» и «ампир», и в Петербурге построил много знаковых шедевров (портик Руста -портик Перинных Рядов, дворец Бобринских на Галерной ул., Дом Эбелинг на Миллионной ул., Гренадерские и Кавалергардские казармы, интерьеры Таврического дворца, царские апартаменты в Зимнем дворце, Аничков дворец, пристань со сфинксами на Каменном острове, Главный вход на Смоленском кладбище, Здание Духовной академии и мн. др.).
Церковь была построена в стиле «ампир» с ротондой внутри и невысоким куполом, поддерживаемым колоннами. В 1858 году для главной реликвии церкви, чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» было сделано накладное украшение (риза) по рисунку археолога и историка  Федора Григорьевича Солнцева. Выполнил ризу ювелирных дел мастер  Федор Андреевич Верховцев. Чудотворная икона находилась в храме до 1931 года, когда он был закрыт, а икона впоследствии перенесена в Спасо-Преображенский Собор.