Троице-Измайловский Собор

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Это храм гвардейского полка — Измайловского.
Разработка проекта нового каменного храма началась после наводнения талантливым архитектором, одним из основоположников русского ампира, академиком Императорской Академии художеств-Василием Петровичем Стасовым. При этом старая деревянная церковь должна была остаться.
Закладку нового храма совершил митрополит Серафим 13 мая 1828 года. На торжестве присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги, которые составили не менее 3 миллионов рублей. Через 4 года здание было вчерне готово и началась внутренняя отделка. И 25 мая 1835 года митрополит Московский Филарет уже торжественно освятил храм.

Архитектура:
На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Высота — 80 метров. Храм построен в стиле ампир, крестообразный в плане, увенчан мощным пятиглавием. Вмещает более 3000 человек.
По личному указанию Николая I, данному в 1826 году, купола были расписаны золотыми звездами по голубому фону: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Тверского в Твери и Архангельского собора в Москве.
Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора, представителя классицизма, академика Императорской Академии художеств Самуила Ивановича Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

12 октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Давида Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов в память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Чисто военный храм не был богат православными святынями, но в нем хранились боевые трофеи, взятые у турок во время этой освободительной войны, в которой русская армия под предводительством Александра II освободила балканских христиан от османского ига. Памятник Славы- колонну венчает фигура Славы работы Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. Престольным праздником собора был день Пресвятой Троицы, когда на соборной площади происходил парад с окроплением знамен святой водой. Ежегодно 12 октября, в присутствии всего полка, служили заупокойный молебен по измайловцам, павшим в кровопролитном бою при болгарском Горном Дубняке, где решилась участь турецкой крепости Плевна. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст Василия Стасова работы скульптора Марии Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

Внутри храма:
Из первоначальной церкви были переданы иконы для боковых приделов и атласный иконостас иконописца Ивана Григорьевича Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.
На стенах собора — трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Фридланде,  Аустерлице, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.
К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.
Раннее в храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году.

Федор Михайлович Достоевский был прихожанином Измайловского собора и храм произвел на него сильное и приятное впечатление. Именно здесь писатель назначил венчание с Анной Григорьевной Сниткиной. Анна Григорьевна впоследствии оставила любопытные, не лишенные юмора воспоминания о дне венчания:
— «Церковь была ярко освещена, пел прекрасный хор певчих, собралось много нарядных гостей, но обо всем этом я узнала уже потом, из рассказов; до половины обряда я была в каком-то тумане, машинально крестилась и чуть слышно отвечала на вопросы священника. Только после причащения голова моя прояснилась, и я начала горячо молиться. После венчания и благодарственного молебна начались поздравления. Потом муж мой повел меня расписываться в какой-то книге.
Все, присутствовавшие на венчании и меня не знавшие, очень удивились, когда вместо бледной и серьезной девушки, которую только что видели в церкви, пред ними явилась румяная, жизнерадостная и сияющая счастьем “молодая”. Федор Михайлович тоже весь сиял. Он подводил ко мне своих друзей, знакомил и говорил: «– Посмотрите, какая она у меня прелестная! Она у меня – чудесный человек! У нее золотое сердечко!».

Шестиконечные звезды на куполе собора не несли специальной символики. Для «блюстителей веры» нужно отметить, что «звезда Давида» стала символом единства еврейского народа только через полвека после того, как шестиконечная звёздочка появилась на куполе Измайловского собора. Более того, «звезда Давида» никогда не изображается как заполненная цветом гексаграмма, а только как 2 треугольника, пересекающихся между собой. В христианстве 6 концов — это 6 основных чувств человека, главным из которых является вера в Бога. Если нет веры, то пропадает верхний угол, и звезда становится пятиконечной. Гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения и изначально не являлась еврейским символом. Гексаграмма использовалась например, в Индии задолго до того, как появилась на Востоке и в Европе. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню — черный камень Кааба — из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.