Дом Лидваля на Каменноостровском пр.1

Архитектор этого дома Федор Иванович Лидваль родился в Петербурге в 1870 году в семье шведского портного, переехавшего из Швеции в Петербург и организовавшего здесь крупную и успешную швейную мастерскую «Иван Петрович Лидваль и сыновья». После школы Федор занимался 2 года в училище технического рисования барона Штиглица, а в 20 лет стал студентом самого престижного художественного училища при Императорской академии художеств, учась на художника-архитектора. В 29 лет молодой талант уже становится членом Петербургского, Императорского творческого объединения архитекторов. В возрасте 37 лет Федор Лидваль уже получил серебряную медаль и диплом за красивейшие фасады дома Циммермана и дома Мельцера в Петербурге. В возрасте 39 лет архитектор Лидваль получает заслуженное признание, ведь по его проектам построено большое количество зданий и сооружений, он становится академиком архитектуры и членом Императорской Академии художеств.

В этом доме на Каменноостровском пр.1  на 3 этаже в квартире №23 жил сам Федор Иванович Лидваль до 1918 года. Этот дом прославил архитектурный стиль Лидваля, который можно охарактеризовать как «северный модерн», где зодчий часто обращался к образам финских и скандинавских эпосов. Дом на Каменноостровском пр. строился в период 1899-1904 г.г. по заказу матери Лидваля-богатой вдовы Иды Лидваль.

Как и доходный дом Бубыря на Стремянной улице, дом на Каменностровском пр.1, наполнен огромным количеством лепных персонажей. Сами архитектурные формы строения тоже необычны: налицо живописная асимметрия правой и левой части здания, различия по цвету и фактуре отделки, сочетание «готических» и больших прямоугольных окон…

Вы не поверите, но фасад дома буквально наводнен образами, имеющими скрытый смысл. Например, в веранде, которая расположена слева (если смотреть прямо на фасад со стороны проспекта), можно увидеть  на каждом из 4 ее выступов рысей, которые держат лапами еловые ветки, а ниже папоротники с переплетением  мухоморов. В каждом из 4 фрагментов присутствует ящерица, где в 1-ом фрагменте она просто показывает хвост, а в заключительном уже греется на солнце. Если ее потрогать, можно почувствовать тепло, взятое из солнца. Ведь она сделана из мыльного камня.

На другом корпусе здания, сделаны скалы, там же и животные, рыси, изображение восхода солнца, те же папоротники с мухоморами. Лепнина, имитирующая восход солнца, где один из лучей держит рукой молодой юноша, рядом с которым волк и сова. Игра с облицовкой здания штукатуркой достигает здесь невиданного искусства! Стена в этом месте изображает водную гладь, из которой появляется величественная рыба осетр! Картина мира, которую изобразил Лидваль продолжается на другой части дома, где сова уже готова растерзать маленькую птицу, а цветы складывают едва уловимый силуэт, напоминающий лесную белку. Кованые пауки на балконе сплели черную паутину. Можно увидеть в центральной части аллегорическую композицию с совой и 2 зайцами, один из которых смотрит на нее, а второй уже скрывается в лесу. «Одна нога здесь, другая там». На третьей части здания другая картина- множество лилий, маков, орхидей сменяются львами и папортниками, тяжеловесными деревьями…