Певчие на Руси не только участвовали в богослужениях, таинствах, но и пели на обедах, а также сопровождали государей во всех поездках, в том числе во время сражений и подготовки к сражениям. Чуть позже на службу певчих стали брать и юных исполнителей, а не только взрослых мужчин. Быть певчим в те времена очень ценилось, потому что певчие обучались грамоте. Первую русскую школу певчих составили распевщики Федор Крестьянин и Иван Нос, которых привез Иван Грозный из его подмосковной резиденции в Александровой слободе, где располагалась знаменитая школа певчих (иногда ее называют консерваторией). В 1713 году хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Петербург и присоединили к основанному в 1701 году Петром I Придворному хору. Петр I много времени проводил в обществе своих певчих и часто лично исполнял в хоре партию баса. Свидетельство тому – многочисленные записи в походном журнале, указы императора, сохранившиеся нотные хоровые партии, правленые рукой Петра. 16 мая 1703 года Хор государевых певчих дьяков участвовал в торжественном богослужении, посвящённом закладке Петербурга. А в 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. 22 мая 1752 года по указу императрицы Елизаветы Петровны для разнообразия хор был укомплектован 48 взрослыми и 52 малолетними певчими.
21 сентября 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны для нужд Придворного хора в украинском городе Глухове открывается первая специальная школа. С 10 января 1740 года, по её же указу, вводится обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. К 1829 году Капелла имела в своем составе уже 40 взрослых (18 теноров и 22 баса) и 50 мальчиков по 25 дискантов и альтов, где высокое исполнительское искусство хора определялось тем, что все певцы обладали исключительными голосами, поставленными по лучшей итальянской методике, имели великолепную выучку. Капелла с 1810 занимает комплекс зданий, с одной стороны, выходящий на набережную реки Мойки, 20, а другой стороны на Большую Конюшенную улицу,11. В результате капитальной перестройки 1886—1889 годов современный вид зданий сформировался благодаря архитектору Леонтию Бенуа.
В середине XVIII века здесь находились здания деревянного загородного дома немецкого гоф-хирурга Христиана Паульсена и комедиантский дом «Анбар для комедий» швейцарского архитектора Николая Федоровича Гербеля. В 1773 году деревянный дом был продан знаменитому придворному архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену, который вскоре вместо него построил для себя каменный особняк. Кстати, Леонтий Бенуа при перестройке частично использовал здание Фельтена. Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы-фриз концертного зала Капеллы украшают имена 7 деятелей, послуживших напрямую Капелле или русскому церковному пению: Глинка, Разумовский, Львов, Ломакин, Потулов, Бортнянский, Турчанинов.
В 1796 году директором Придворной певческой капеллы стал композитор, дирижер, певец, создатель классического типа русского хорового концерта и действительный статский советник Дмитрий Бортнянский. В последующие периоды управляющими Капеллой до революции 1917 года были Дмитрий Дубянский (15 октября 1825 — 12 декабря 1825), Федор Львов (20 марта 1826—1836), Алексей Львов (1837—1861), Николай Бахметев (1861—1883), Сергей Шереметев (1883—1894), Милий Балакирев (1883—1894), Константин Бражников (21 декабря 1894 — 1 апреля 1895), Антон Аренский (30 марта 1895 — 6 мая 1901), Александр Шереметев (1901—1917), Степан Смоленский (1901—1903), Николай Кленовский (1903–1906), Николай Соловьёв (1906—1912) и Христофор Гроздов (16 марта 1912–1919). В 1928 году в Капелле был установлен орган фирмы E.F.Walcker, ранее находившийся в Голландской Реформаторской церкви на Невском проспекте.
В начале Великой Отечественной войны хоровая школа, возглавляемая Богдановым, была эвакуирована в Кировскую область. При возвращении из эвакуации в 1943 году школа задержалась в Москве. В сентябре 1941 года во время фашистской бомбардировки одна из неразорвавшихся бомб полностью разрушила Царский павильон Капеллы, после чего он был снесён. В 2000 году по проекту архитектора Валентины Николаевны Вороновой Царский павильон построен заново.
Интересный факт: Уникальность концертного зала Капеллы заключается в том, что он считается одним из лучших в Европе по своей акустике.