Александровский дворец в Царском Селе

Дворец является ярким образцом палладианского стиля, заложенного Андреа Палладио. Другой итальянец, знаменитый зодчий Джакомо Кваренги и англичанин-архитектор Джеймс Камерон создал русскую ветвь палладианства, поплотив новые решения в Павловском Дворце (Дж.Камерон), и в усадебных домах Завадовского в Ляличах и графа Безбородко в Полюстрово (Кваренги). Чертами палладианского стиля являются симметричный фасад и строгие геометрические формы, основанные на золотом сечении Ветрувия. Типичное в стиле- портики, оформленные колоннами, трехчастные окна и крестовая планировка. В центре фасада как правило находятся колонны и крытые колоннады с обеих сторон. Пропорции внутренних помещений задаются с помощью математических отношений 3:4 и 4:5.

Александровский дворец начал строиться незадолго до смерти Екатерины II, которая распорядилась о его строительстве в 1792 году для своего любимого внука, Великого князя Александра Павловича ( в будущем Александра I). Подарок императрицы к бракосочетанию Александра Павловича с Великой княжной Елизаветой Алексеевной (дочери маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского) был готов в мае 1796 года. За несколько месяцев до смерти Екатерины II молодожены переехали в новый дворец.
Этот яркий образец русской ветви палладианства воплотил знаменитый архитектор Джакомо Кваренги при содействии приверженца русского классицизма, представителя династии архитекторов Нееловых- Петра Неелова. Дворец получился изящным, вытянутым в длину двухэтажным зданием с двойными флигелями по сторонам. Доминантой строения стал центр главного фасада с великолепной сквозной колоннадой коринфского ордера. С другой части, выходящей в сторону регулярной части Александровского парка фасад был представлен в форме полуротонды, которая перекрывалась сферическим куполом.

В последующие периоды дворец неоднократно улучшался. Для этого были привлечены известные мастера и архитекторы: имевший большой опыт в дворцовом устройстве Луиджи Руска, работавший на объектах в Царском Селе Себастьян Черфолио, представитель эклектического русско-византийского стиля Константин Тон, основоположник русского ампира -знаменитый академик Василий Стасов, архитектор Царскосельского дворцового управления Дмитрий Ефимов, знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер, академик-архитектор Александр Видов, архитектор Сильвио Данини, архитектор периода историзма и модерна Роберт Фридрих Мельцер, знаменитый мастер столярных работ Иоганн Шпонгольц, мастер лепных работ Иенс Моклорд, мастер росписи плафонов Антонио Делла Джакомо и мастер росписи стен Джакомо Феррари. Самыми выразительными внутренними пространствами дворца являются Полукруглый зал, Портретный зал, Бильярдный зал (Мраморная гостиная), центральный зал анфилады (разделенный на 3 части), Зал с горкой,  Библиотека, Кленовая гостиная, Полисандровая гостиная, Концертный зал, Угловая гостиная. Любимым залами дворца у императора Александра I были Полукруглый зал и Мраморная гостиная. Следующий хозяин дворца император Николай I любил останавливаться во дворце и произвел несколько улучшений внутренних интерьеров. Для великого князя Александра Александровича (в будущем Александра III) дворец являлся полноценной великокняжеской резиденцией. Однако во время уже царствования Александр III больше посещал Гатчинский дворец.

Наибольшую симпатию к Александровскому дворцу испытывал император Николай II, родившийся здесь в 1868 году. В период 1904-1917 г.г. большую часть времени царская семья находилась в этом дворце. Неудивительно, что многие государственные события происходили здесь: здесь принимали иностранных послов и министров, здесь праздновалось костюмированное 300-летие Дома Романовых и торжественное 200-летие Царского Села. Сюда из Петербурга приезжал Распутин. Здесь император проводил совещания о ходе боев на фронтах Первой мировой войны. Из этого великолепного дворца летом 1917 года император Николай II и самые его близкие люди отправились в ссылку, где встретили мученическую смерть.

После выселения императорской семьи из дворца в нем разместился музей. Но позже, левое крыло дворца стал занимать дом отдыха работников НКВД, а в детских императорских комнатах обосновался детский дом «Юных Коммунаров». Это выглядело насмешкой судьбы.. Другим поворотом судьбы дворца было нахождение в нем немецких и испанских воинских частей в период оккупации Царского Села во время Великой Отечественной войны. Дворцовые интерьеры подверглись вандализму, многие предметы мебели и внутреннего убранства подверглись уничтожению, а перед дворцом было устроено воинское кладбище. После войны дворец использовался не по назначению и предпринимались попытки к его восстановлению. Ситуация в корне разрешилась после получения Александровским дворцом гранта WMF (Всемирного фонда памятников) и уже через год открылась первая постоянная экспозиция для посетителей.

ЗАЛЫ АЛЕКСАНДРОВСКОГО ДВОРЦА

Большой зал библиотеки

Здесь находилось около 19 тысяч книг. В основном на тему истории, религии, политики. Также были мемуары, художественная литература, книги по социальным наукам. В личных помещениях Николая II было около 7 тысяч книг. Книги здесь хранились в шкафах из красного дерева, выполненных в стиле ампир. После начала реставрации здесь в 2000-х из Сената (сейчас здание Конституционного Суда в Санкт-Петербурге у Медного Всадника) были привезены шкафы 19 века из ясеня, которые мы можем сейчас видеть. Большой зал не создает атмосферы уюта. Более того, освещенность зала трудно назвать хорошей, хотя в зале 4 больших окна и 3 немаленьких люстры конца 18 века. Скорее всего это говорит, о том, что Николай II больше любил предаваться чтению в личных покоях. На многих книгах сохранились личные пометки Александра I и Николая II.

Угловая гостиная:

Эта большое парадное помещение после реставрации полностью повторяет его внешний вид и состояние в начале ХХ века. Один в один воссозданы лепные узоры, наборный паркет, искусственный мрамор на стенах, портьеры, оконные заполнения, а также мебель, картины. А вот бесценный шерстяной ковер площадью 100м2-настоящий. Он был изготовлен на французской фабрике Savonnerie. Рисунок ковра это блестящее ткацкое искусство шерсти с добавлением натурального шелка, который детализировал сюжеты. Среди них в центральном радиальном рисунке: дельфины, грифоны, маски, картуши в зеленоватых тонах… Ковер расстилали только, когда царская чета находилась во дворце. В Угловой гостиной Николаем II принимались послы иностранных государств, а Александрой Федоровной руководители общественных и благотворительных организаций. Редко, здесь в помещении с роялем из 3 ценных сортов дерева, проходили концерты, на которых выступал, например камерный и оперный певец Федор Шаляпин. В мае 1902 года Николай II провел здесь торжественный прием с президента Франции Эмиля Франсуа Лубе. Последний преподнес гобелен Александре Федоровне, на котором был портрет Марии-Антуанетты. Трагична история судеб.. Мария-Антуанетта была казнена в годы Великой Французской революции, а Александра Федоровна была расстреляна с семьей после Великой Октябрьской социалистической революции.

Полисандровая гостиная

Это помещение изначально задумывалось как «музыкальный салон с роялем для большого числа гостей». Здесь проходили встречи с друзьями, послеобеденный кофе и т.д. Гостиная была самым большим помещением на половине Александры Федоровны. Интерьер в стиле модерн создавался императрицей очень тщательно, например, ковры, портьеры, французские ткани для отделки стен и декоративный рельеф в виде стеблей роз, листьев. Поражает воображение красивейшая резная антресоль из клена. Иногда поэтому гостиную называют «кленовая». Интересно, что антресоль сообщалась с кабинетом императора, и теоретически супруга могла «тайно присутствовать» на совещаниях мужа. В период, когда император находился в действующей армии в годы Первой мировой войны Александра Федоровна заслушивала здесь доклады министров. Здесь находились телефонные аппараты, которые связывали императрицу с действовавшей Ставкой в Могилеве. После Великой Отечественной войны утраченный интерьер пришлось полностью восстанавливать.

Лиловый будуар Александры Федоровны:

Это помещение было одним из любимых залов Александры Федоровны наряду со спальней и палисандровой гостиной. Его создал мастер декоративно-прикладного искусства Роберт-Фридрих Мельцер, который в оформлении зала активно использовал шелк розового-лилового (сиреневого) оттенка. Поэтому иногда зал называют Сиреневым кабинетом, а музейные работники дворца называют его «домиком для Барби». Лилового цвета были также шторы, кресла. Императрица большую часть времени проводила здесь. Потому что насыщенная большим количество цветов кабинет представлялся поистине райским местом. Типичной картиной было сидение Александры Федоровны в шезлонге на кружевных подушках. Сзади располагалась стеклянная ширма, которая предохраняла венценосную особу от сквозняков. Ноги были укутаны вдвое сложенной кружевной шалью. Чаепитие проходило в дружной компании молодых красавиц-Великих княжон Анастасии, Марии, Татьяны и Ольги.

Спальня Александры Федоровны

Стены спальни были затянуты Charles Hindley-английским чинцом. Это было лощеная хлопчатобумажная ткань с изящным рисунком. Материал для оформления был очень хорошим в том числе и потому что был устойчив к загрязнению, а поверхность казалось, как будто натертой воском. Позже по остатку чинца реставраторы смогли воссоздать обивку стен этого помещения. Кровать была сделана в конце 19 века и имела длину чуть более 2 метров. Интересно оформление задней стены за кроватью. Сейчас это выглядит как грандиозная инсталляция-вся стена сплошь завешана драгоценными иконами разных размеров. Все иконы подарены набожной Александре Федоровне супругом, родственниками, близкими друзьями, а также некоторые были подношениями войсковых частей и общин. Интересно, что император Николай II и Александра Федоровна в отличие от многих других венценосных пар спали в одной комнате. Утром лакей трижды стучал серебряным молоточком в дверь, примыкающей к спальне Лиловой гостиной. Но Николай II уже был на своей половине и бодрствовал. Императрица же вставала поздно.

Интересные факты:

—  В этой комнате 3 ноября 1895 года родилась первая дочь императорской четы-Ольга.

— В одной из стен опочивальни был замаскирован устроенный здесь сейф. Его не смогли заметить большевики, устроившие «рейд» по царским сокровищам. О существовании сейфа стало известно в 1944 году, после освобождения Пушкина от фашистских войск. Дверца сейфа была открыта, а содержимое отсутствовало. Вероятно, открыл сейф человек, знавший о его существовании.

Зал-горка

Изначально, это было Первая Парадная комната, с первоначальной отделкой, сделанной по проекту Джакомо Кваренги в конце 18 века. Из этого зала можно попасть в Большую и Малую библиотеки, и Портретный зал. Стены были облицованы искусственным мрамором разных цветов и отделаны изящными пилястрами с капителями. В зале находился парадный гарнитур. Вместо большой люстры зал освещался с помощью 2 жирандолей, на которых красовались хрустальные подвески. Горка появилась в этом зале из Аничкого дворца, в 1833 году. Незадолго до этого императрица Мария Федоровна «завещала» горку для развлечения детей своего сына Николая I. По утверждению ряда историков, Мария Федоровна в молодости была поклонницей катальных горок. Дети же Николая I, а часто и фрейлины, офицеры и гости дворца частенько шумною толпою скатывались с горки, дети использовали для этого коврики. Желающих все время скатываться было так много, что в 1841 году Николай II распорядился изготовить новую горку. Во время Великой Отечественной войны и оккупации Царского Села последний исторический вариант горки был утрачен. Интересно, что этот 14-ый зал дворца открытый после реставрации полностью воссоздает весь облик и отделку зала, существовавшую в период 19 века, включая горку!

Императорская приемная:

Приемная императора Николая II открывала «половину Николая II» в ряде его личных покоев, которые были расположены по правую сторону коридора 1-ого этажа флигеля дворца. Именно в этом помещении ожидали аудиенции с императором министры, банкиры, иностранные послы, крупные чиновники. Прямо отсюда ожидающие приглашались в кабинет Николая II. Интересно, что стены приемной оформлены картинами, который выбрал сам император. На одной стороне картины Крачковского «Вечер в поле», Пимоненко «Жатва в Малороссии» и Владимирова «Русские войска преследуют немецкую артиллерию». На другой стороне акварел Косякова «Путешествие Николая по Днепру и Десне», работы художника Мюллер-Норден и прекрасный портрет Александры Федоровны.

Кабинет Николая II

Как ни странно, но первое на что обращаешь внимание, зайдя в Кабинет императора-это очень большой диван-оттоманка, покрытый персидским ковром. Император Николай II даже иногда спал на нем, когда  допоздна работал над какими-то важными документами или совсем поздно приезжал во дворец. В кабинете Александра III в правом флигеле дворца на старых фотографиях можно видеть точно такую же оттоманку. Стены Кабинета были покрашены в красноватые тона, оборудованы полками и шкафами из ореха для книг. В библиотеке Николая II находилось около 600 книг. Разумеется на стенах большое количество картин, самая яркая из которых это портрет отца Александра III. Есть несколько портретов Александры Федоровны и произведения известных живописцев.

Императорская баня с бассейном

Еще помещение называется Мавританской Бассейной (уборной). Выполнена в 1896 году, когда во дворце производились различные переделки во время отсутствия императорской четы, находящейся на коронационных торжествах в Москве. Николай II воспроизвел обстановку помещения с бассейном, как у его отца в Беловежском дворце. Работами занимался и тот же мастер- архитектор Николай де Рошефор. Он смог создать все оформление, сложную схему подачи воды с нижнего этажа, и душ типа «шарко». Перегородки из клена, выполненные в восточном стиле условно отделяли помывочную зону от коридора. Из клена также сделал красивый полоток с изящным плафоном. Зал украшен большим количеством изразцов в восточном стиле, которыми облицованы стены и большой камин. Метлахская плитка украшает пол. Император и его дети очень любили это место для отдыха, сам Николай II даже поставил тут турник для упражнений.

Бильярдная комната Николая II