Этот изящный и достаточно скромный дворец вместе с прилегающим парком был подарен императором Николаем I своей любимой супруге Александре Федоровне. Владение вокруг дворца было названо по имени императрицы — «Александрия» со своим гербом, придуманным философом и царским другом Жуковским в виде вензеля, украшенного розами. Изначально, это место, находящееся недалеко от Финского Залива просто использовалось как «»элитная» ферма, где было несколько небольших коровников и домиков для пастухов. «Элитные» коровы были выписаны из Англии, а «элитным пастухом» был выписанный из Англии специалист. Шотландский архитектор Адам Менелас, работавший в России в качестве мастера паркового искусства и земляных работ уже в 1829 году сформировал это место для загородного отдыха рядом с основным домом.
Царская семья летом отдыхала в дворце Коттедж, который находился буквально в 500 метрах от фермерских поместий. В период 1826-1829 император с семьей здесь проводил каждое лето. Через 7 лет. в 1838 году здание получило новый проект престижного загородного дома для цесаревича, будущего императора Александра II. Занимался постройкой «полноценного» дома знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. На первом этапе переделки дома академик архитектуры добавил к существующей постройке пристройку из 2 этажей, где разместились комнаты цесаревича Александра, старшего из сыновей Николая I. Перестройка была связана с женитьбой цесаревича в 1841 году на принцессе Гессен-Дармштадской, которая впоследствии при крещении стала императрицей Марией Александровной.
Самый значительный этап в жизни дворца наступает через 4 года после вступления Александра II на престол, в 1859 году. С помощью хорошо известного Андрея Штакеншнейдера здание переделывается уже под полноценный «Фермерский дворец». Здание уже требовало значительного комфорта, пространства и роскоши в связи с рождением в царской семье детей. От бывшей фермы уже практически ничего не остается, но активно используются модные в то время готические мотивы и в облике фасадов и в облике интерьеров. Полы большей части помещений уже выстилались красивым дубовым паркетом, стены расписывались в стиле рустика. Мебель с готическими орнаментами изготавливалась мастером прусского происхождения Гернихом Гамбсом. Готический орнамент активно присутствовал и в лепке потолков. Интересно, что в здании был установлен первый в России лифт, проводимый в движение по винтовой балке механическими усилиями.
Очень хорошо было продумано Штакеншнейдером пространство вокруг дома. Например, красивейший сад окружал дворец со всех сторон, и попасть в него можно было сразу из нескольких помещений. Везде были выходы на террасы, что придавало большей взаимосвязи живущим в доме с природой. Придворный академик архитектуры Эдуард Ган разработан для императрицы проект «Собственного сада императрицы», которых с 3 сторон был окружен просторными навесами, защищающими от солнца. И конечно, изюминкой «собственного сада» явился фонтан, украшенный скульптурной копией Жозефа Полле «Ночь» из бронзы. Для детей был сооружен небольшой сельский домик с простой обстановкой, здесь же сделали крепость с земляным валом, пожарную каланчу, и водяную мельницу.
При входе на лестницу посетителей встречает чучело огромного медведя.
Синий кабинет императора Александра II. Это интересное в пространственном отношении и значимое в историческом и художественном отношении помещение дворца. Сразу обращают на себя внимание большие столы, один из которых «Стол для комитетов» служил императору для заслушивания докладов. Рядом со столом стоят кожаные кресла. Историческое значение Синего кабинета состояло в том, что здесь император знакомился с проектами преобразований, занимался лично подготовкой реформ, очень часто принимал должностных лиц, с которыми обсуждал текущие дела и заслушивал доклады. Можно смело утверждать, что в недрах этого кабинета зародилась твердая убежденность, что настало время для отмены крепостного права. Здесь собирались члены Главного комитета, занимавшегося подготовкой крестьянской реформы. В противовес противникам реформы, не одобрявших освобождение крестьян, император Александр II ввел в состав комитета своего брата, Великого князя Константина Николаевича. Являясь председателем Государственного Совета, Константин Николаевич оказывал благотворное влияние на императора, оказывал ему моральную поддержку, но призывал его действовать более решительно на пути проведения главной российской реформы. Императрица Мария Александровна и Великая княгиня Елена Павловна также поддерживали идею отмены крепостного права. Катализатором процесса явилось поражение в Крымской войне 1853-1856 г.г. явилось окончательным фактором, обусловившего переход к эпохе реформ. В итоге император высказался так: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу». В феврале 1861 года император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. В Синем кабинете представлено большое количество фотографий (на столе, на стенах, на оконных откосах, на дверях, в эркерах), на которых запечатлены члены семьи Дома Романовых. Здесь можно увидеть подушку с кровью императора после покушения на него.
Гостиная Марии Александровны.
Столовая Марии Александровны.
Кабинет Марии Александровны.
На втором этаже Фермерского дворца находится интересная экспозиция под названием «Переезд на дачу» и «Светская жизнь в Петергофе». Летние дни в Петергофе любили проводить художники, архитекторы, композиторы, писатели, снимавшие здесь дачи на один сезон или ежегодно. На петергофскую дачу люди ехать отдохнуть не только от суетного города, но и прислушаться к природе, ощутить простор бескрайнего залива и тишину дворцовых парков. Среди памятников прошлого они черпали свое вдохновение. А на дачах происходили товарищеские обсуждения новых архитектурных проектов, книг, спектаклей, новых музыкальных произведений. Дачи творческой интеллигенции , одновременно «уединенные уголки» для творчества и места шумных и многолюдных встреч на природе, становились центрами культурной жизни летнего Петергофа.
Что же касается высшего общества, то оно переезжало в Петергоф вслед за царской семьей. Как правило, это были придворные чиновники, аристократия, лица императорской свиты, генералы и офицеры. Вся светская жизнь теперь была перенесена на дачи. Менялась только окружающая атмосфера- придворные получали приглашения на светские мероприятия, присутствовали на богослужениях в дворцовой церкви, на приемах в честь приезда иностранных гостей, а также торжественных обедах. Военные же чины принимали участие в смотрах войск в Петергофе и учениях. Чиновники же продолжали текущую работу с официальными бумагами, которые постоянно поступали на «Высочайшее имя». Настоящим украшением летних вечеров были балы в Большом и Английском дворцах, юбилейные и благотворительные концерты, а также благотворительные и юбилейные концерты в летнем Императорском театре, выступления военных и придворных оркестров Нижнем парке. Послушать оркестры приходили дачники из ближайших окрестностей.