Особняк Кшесинской на улице Куйбышева 2

Матильда Кшесинская родилась в 1872 в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской. С детства очень много занималась балетом, танцевала на сцене Мариинского театра, участвовала в дягилевских Сезонах, а на выпускном вечере познакомилась с цесаревичем Николаем (будущим Николаем II), там же сам император Александр III пригласил ее за императорский стол со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета». Вскоре наследник престола и юная балерина влюбились друг в друга. Цесаревич Николай старался не пропускать ни одного спектакля Кшесинской. Он подарил балерине ее первый особняк, но не здесь, не на Троицкой площади.. Кшесинская исполняла партии большинства балетов и поэтому вела постоянную гастрольную деятельность, в основном в Монте Крало, Варшаве, Вене, Лондоне со «Спящей красавицей», «Карнавалом», «Лебединым озером».

Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис, где на торжественном ужине познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман и осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе. Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах. Последний раз она танцевала в России в 1917 году — свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории.
Особняк Матильды Кшесинской построен в период строительства в Петербурге «вызывающего модерна», когда были построены магазин купцов Елисеевых и дом компании Зингер на Невском проспекте. Примерно в это же время, в 1904—1906 годах особняк в стиле «северный модерн» возведен по проекту архитектора Александра Ивановича фон Гогена для балерины Матильды Кшесинской. Александр Иванович фон Гоген известен также строительством довольно похожего строения-музея Суворова, а также такими проектами как городская мечеть и здание Николаевской академии. В оформлении интерьеров участвовал архитектор Александр Дмитриев.

Здание Гогена отличалось асимметричными планами и композицией разновысоких объёмов. Это был яркий пример северного модерна. Разные по размерам окна отвечают разному расположению помещений. Разные и  отделочные материалы: красный и серый гранит, облицовочный кирпич, майоликовая плитка, декоративный металл.
Интерьеры особняка были выполнены в стиле неоклассицизма, сочетая в различных помещениях и неоклассический стиль,  русский ампир и модерн, что обусловлено пожеланиями заказчицы-Кшесинской. Огромные зеркальные окна выходят на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость. В сторону Невы зал замыкается полукруглым выступом, в котором раскинулись громадные пальмы. По камням живописного грота струятся серебристо-голубые ленты воды. За изящной стеклянной дверью множество драпировок из дорогих бархатных тканей. Вестибюль отличает античная сдержанность убранства, только мрамор и бронза. Белый зал был спроектирован Дмитриевым в стиле ампир с элементами классицизма. Частью особняка был зимний сад. В смежных с Белым залом помещениях находилась гостиные и столовая. Кшесинская была прима-балерина нескольких театров, поэтому у себя в особняке до начала Первой мировой войны она часто устраивала приемы. Дом Кшесинской был не только местом торжественных приемов, но популярным салоном, литературным салоном, местом, где устраивались концерты и домашние спектакли. Помимо знати, генералов, чиновников и Великих князей,  гостями часто бывали совершенно разные люди: Варвара Стрельская, Владимир Дылов, Федор Шаляпин,  Юрий Юрьев, Константин Варламов,  Айседора Дункан,  Анна Павлова, Тамара Красавина, Карл Фаберже, Мария Савина, Вацлав Нижинский,  Сергей Дягилев..

Во время февральской революции 1917 года Кшесинская вместе с сыном Владимиром в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами, Петербургским комитетом РСДРП(б), ЦК РСДРП(б), экспедицией газеты «Правда», редакцией газеты «Солдатская правда». В июле 1917 года здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин, а в гостиной написал свои «Апрельские тезисы». Дом превратился в «главный штаб ленинцев», как писали петроградские газеты,Кшесинская не только обращалась в прокуратуру, но составила через адвоката гражданский иск о выселении из особняка неустановленных лиц, в том числе Ленина.  Есть даже целая тетрадь воспоминаний судьи Чистосердова — она озаглавлена как «Выселение большевиков из особняка Кшесинской», которая хранится в Государственном Архиве РФ, в фонде Владимира Тукалевского. После Октябрьской революции до 1938 года в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, потом музей Сергея Мироновича Кирова, далее  Музей революции, а после 1991 года Музей политической истории России.
Интересный факт: при реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Николая Надёжина особняк Кшесинской был соединён с бывшим особняком лесопромышленника Василия Эммануиловича Бранта в один комплекс (с устройством общего вестибюля). Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна.