English English Русский Русский
English English Русский Русский

Особняк Кшесинской на улице Куйбышева

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Матильда Кшесинская родилась в 1872 в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской. С детства очень много занималась балетом, танцевала на сцене Мариинского театра, участвовала в дягилевских Сезонах, а на выпускном вечере познакомилась с цесаревичем Николаем (будущим Николаем II): сам Александр III пригласил ее за императорский стол со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета». Вскоре наследник престола и юная балерина влюбились друг в друга. Цесаревич Николай старался не пропускать ни одного спектакля Кшесинской. Он подарил балерине ее первый особняк, но в другом месте. Кшесинская исполняла партии большинства балетов и поэтому вела постоянную гастрольную деятельность, в основном в Монте Крало, Варшаве, Вене, Лондоне со «Спящей красавицей», «Карнавалом», «Лебединым озером». Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис, где на торжественном ужине познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман и осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе. Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах. Последний раз она танцевала в России в 1917 году — свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории.
Особняк Матильды Кшесинской построен в период строительства в Петербурге «вызывающего модерна», когда были построены магазин купцов Елисеевых и дом компании Зингер на Невском проспекте. Примерно в это же время, в 1904—1906 годах особняк в стиле «северный модерн» возведен по проекту архитектора Александра Ивановича фон Гогена для балерины Матильды Кшесинской. Александр Иванович фон Гоген известен также строительством довольно похожего строения-музея Суворова, а также такими проектами как городская мечеть и здание Николаевской академии. В оформлении интерьеров участвовал архитектор Александр Дмитриев.
Александр Иванович фон Гоген про предстоящие работы в сентябре 1905 года писал: «Внутренняя отделка задумана без особой роскоши и вообще сравнительно скромная; впрочем, уже по настоящее время она потребовала свыше 70 отдельных рисунков». В настоящее время осталось около 20 эскизных чертежей по интерьерам.
Здание отличается асимметричным планом и композицией разновысоких объёмов-яркий пример северного модерна. Разные по размерам окна отвечают разному расположению помещений. Разные и  отделочные материалы: красный и серый гранит, облицовочный кирпич, майоликовая плитка, декоративный металл.
Интерьеры особняка также отличаются стилевой неоднородностью, сочетая в различных помещениях и неоклассический стиль, и русский ампир и модерн, что обусловлено пожеланиями заказчицы-Кшесинской, принимавшей активное участие в выборе интерьерных решений. Огромные зеркальные окна выходят на Кронверкский проспект и Петропавловскую крепость. В сторону Невы зал замыкается полукруглым выступом, в котором раскинулись громадные пальмы. По камням живописного грота струятся серебристо-голубые ленты воды. За изящной стеклянной дверью множество драпировок из дорогих бархатных тканей. Три массивные двери ведут из зала во внутренние комнаты дворца. Внутреннее оформление было выполнено в стиле неоклассицизма, вестибюль отличает античная сдержанность убранства, только мрамор и бронза. Белый зал был спроецирован Дмитриевым в стиле ампир с элементами классицизма. Неотъемлемой частью  особняка был зимний сад. В смежных с Белым залом помещениях находилась гостиные и столовая.
Во время февральской революции 1917 года Кшесинская вместе с сыном Владимиром в спешке покинула свой особняк. Опустевшее здание было самовольно занято солдатами, Петербургским комитетом РСДРП(б), ЦК РСДРП(б), экспедицией газеты «Правда», редакцией газеты «Солдатская правда». В июле 1917 года здесь работал и произносил речи с балкона особняка В. И. Ленин, а в гостинной написал свои «Апрельские тезисы». Дом превратился в «главный штаб ленинцев», как писали петроградские газеты,Кшесинская не только обращалась в прокуратуру, но составила через адвоката гражданский иск о выселении из особняка неустановленных лиц, в том числе Ленина.  Есть даже целая тетрадь воспоминаний судьи Чистосердова — она озаглавлена как «Выселение большевиков из особняка Кшесинской», которая хранится в Государственном Архиве РФ, в фонде Владимира Тукалевского.
После Октябрьской революции до 1938 года в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания, потом музей Сергея Мироновича Кирова, и далее в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции, а после 1991 года в здании располагается Музей политической истории России.
Интересный факт, что при реконструкции в 1957 году по проекту архитектора Николая Николаевича Надёжина особняк Кшесинской соединён с бывшим особняком лесопромышленика Василия Эммануиловича Бранта в один комплекс (с включением в композицию нового корпуса и устройством вестибюля). Каменные плиты фасада корпуса соответствуют материалу облицовки обоих зданий, но при этом мягко выделяются цветом, а неоклассическая трактовка фасада нового корпуса воспринимается как естественное продолжение форм модерна.