Павловский Дворец в г. Павловске

Охотничьи угодья площадью более 500 га в здешних неосвоенных местах Ингерманландии были подарены Павлу Петровичу и его супруге Марие Федоровне как подарок за рождение долгожданного первенца супружеской четы-Александра. Село Павловское собственно и возникло, когда здесь начались строительные работы по возведению дворцовых строений. Интересно, что первыми строениями для «заказчиков» были 2 маленьких дома из дерева, называвшиеся «Пауллюст» («Павлова утеха») и «Мариенталь» («Мариина Долина»).

Сам дворец для супружеской четы строился по проекту модного шотландского архитектора Чарльза Камерона, который имел значительный опыт устройства парков, садов, парковой архитектуры. Камерон выполнил центральную часть ансамбля в палладианском стиле с куполом. Во время закладки первого камня на месте будущего дворца в 1782 году супружеская чета находилась в это время в путешествии по европейским странам. Во время путешествия Павел Петрович активно приобретал произведения искусства, скульптуры, мебель, фарфор, а также активно интересовался новыми течениями в архитектуре, некоторые из которых смог реализовать при строительстве дворца. Дворцовый комплекс площадью более 11 тыс.м2 построенный в 1788 году стал подарком Павла Петровича своей супруге. Когда Павел I стал императором в 1796 году дворец в Павловске стал его загородной резиденцией.

После убийства Павла I в Михайловском замке в 1801 году дворец в Павловске стал местом жизни вдовы Марии Федоровны. Здесь она много работала (рисовала, работала на токарном и шлифовальном станке, занималась шитьем и т.д.), много читала, воспитывала детей, вела хозяйство. В 1803 году случился пожар и главное здание нуждалось в реконструкции. Его, вплоть до 1822 года выполнял известный архитектор Воронихин, сумев сохранить первоначальную идею архитектурного стиля. Когда императрица умерла в 1828 году, то дворец в Павловске достался ее младшему сыну вел.князю Михаилу Павловичу, а впоследствии Константину Николаевичу, который являлся вторым сыном Николая I. Сын Константина Николаевича-Иван Константинович являлся последним владельцем дворца в период 1915-1917 г.г. Интересно: В 1872 году перед дворцом был торжественно установлен памятник Павлу I.

После революции 1917 года Дворец работал как музей, но только в 5 залах. С началом Великой Отечественной войны 1941 года начались масштабные работы по упаковке экспонатов и отправке их в тыл (Горький, Сарапул и Новосибирск). Когда в сентябре 1941 года немцы перекрыли железную дорогу-последнюю партию экспонатов отправили в Ленинград (в Исаакиевский собор). В конце осени 1941 года фашисты были уже в Павловске и заняли дворец. За 3 года оккупации город и дворец были полностью разграблены. Когда советские войска освободили Павловск, все увидели, что от горевшего дворца остались только стены, перекрытия обвалились или сгорели, была полностью утрачена настенная роспись и лепнина. Территория же вокруг дворца была заминирована. Восстановление дворца проходило в 2 этапа: с 1944 года по 1950 год проходили общестроительные работы, вторым этапом было возрождение художественного облика дворцовых интерьеров, восстановление лепного декора.

ЗАЛЫ ПАВЛОВСКОГО ДВОРЦА:

Египетский вестибюль дворца встречает гостей 12 египетскими статуями, над каждой из которых размещено лепное круглое панно с изображением соответствующего месяца года. Интересно, что мужских фигур больше, чем женских. Во время Великой Отечественной войны, когда Павловск был оккупирован фашистами, здесь в «нижних сенях» производилась регистрация советских граждан для отправки их на трудовые работы в Германию. При отступлении фашистов в 1944 году часть дворца, пострадал и Египетский вестибюль, где рухнул потолок на котором был прекраснейший расписной плафон.

С Египетского вестибюля через парадную лестницу посетители попадают в прекраснейшее пространство Верхнего парадного вестибюля. Здесь прекрасно сохранилась чугунная решетка, которую в конце 18 века изготовили на Сестрорецком оружейном заводе. Обращает на себя внимание люстра с 6 золоченными плафонами, где ее центральная часть выполнена из ценной породы дерева. Несколько панно вдоль лестницы повествуют о страницах истории, когда русские войска одерживали победы в русско-турецких войнах. Верхний вестибюль служил для развода дворцового караула.

Под Большую парадную столовую отведено помещение площадью 400м2. В 1814 году этот зал прославился тем, что здесь проходил торжественный прием генералов и офицеров гвардейских полков, вернувшихся из Франции после победы над Наполеоном. В нескольких местах зала в нишах находятся ниши с массивными лепными печами и поддерживающими арки окон внушительными кариатидами. Для целей отопления также служил красивый большой камин в нише. Еще более торжественным зал делает роспись громадного плафона, где изображена уходящая ввысь колоннада и свисающие с балконов знамена. Пространственная роспись потолка создает эффект многоярусности зала, увенчанного куполом. Такое пространственное решение никак не могло сочетаться с представлениями о том, что потолок являлся плоским! Простора также добавляет оптический эффект с изображением плывущих по небу облаков, выглядывающих сквозь арки! Зрителю кажется, что с его передвижением по этому залу облака передвигаются вслед за ним..

Другим величественным и торжественным залом является Греческий Зал, который также предназначался для торжественных приемов и придворных балов. Он завершает анфиладу залов Павла Петровича. Особую торжественность залу придает колоннада из изумрудных колон коринфского ордера. Колонны и стены зала выполнены из искусственного мрамора, популярного в те времена отделочного материала. В Михайловском замке, который строил Павел I также активно использовался искусственный мрамор. Мебель в античном стиле в зале была создана по рисункам знаменитого архитектора Андрея Воронихина.

Фигуры грифонов украшают подлокотники кресел и диванов, где ножки диванов и кресел оканчиваются у пола звериными лапами. Сохранилась мебель, обитая французскими тканями. Выполненная мастерами по дереву с изящной резьбой с золочением эта мебель была любима Марией Федоровной. На некоторых из каминов Греческого зала стоят вазы-курильницы, на других канделябры, но притягивает внимание стоящие на камине часы «Парис и Елена».

Великолепный Итальянский зал, напоминающий римские пантеоны, являлся парадным. Он также является центральным, потому что по одну сторону расположены парадные помещения Павла Петровича, а по другую- Марии Федоровны, его супруги. Здесь нередко устраивались приемы и торжественные обеды. Для разных видов торжественных приемов использовалась разная мебель. Часто во время них с верхних ярусов, с хоров звучала инструментальная музыка, которую исполняли придворные музыканты. Зал сочетал в себе торжественную и и в тоже время камерную атмосферу, когда собираются близкие по духу люди. Некоторые статуи в круглых нишах-бесценны! Как например, хорошо сохранившийся «Эрот, натягивающий тетиву лука» возрастом около 2 тыс.лет! В годы Великой Отечественной войны парадная люстра и бра из Итальянского зала находились в эвакуации. А бесценные статуи были замурованы в специальном помещении дворцового подвала.

Павел Петрович и Мария Федоровна были впечатлены знакомством с французским двором во время пребывания во Франции в 1782 году. Неудивительно, что Парадная опочивальня Марии Федоровны во всем отражает французские традиции королевских спален. Сразу же в Париже супруги заказали мебель в мастерской мастера Анри Жакоба — золоченую кровать, 6 резных кресел и кушетку. Поистине царская кровать на 2 массивных ножках-кариатидах выделяется высокой спинкой в виде экрана, затянутого шелком, расписанным букетами цветов. Навершие венчают фигуры амуров, знаки зодиака и гончих псов и целующиеся голубки, особенно популярные в 18 веке. Французская мастерская Карлена выполнила изящный письменный стол из розового дерева и редчайший по своей ценности дубовый кабинет с фарфоровыми вставками для хранения драгоценностей. Красивейший туалетный прибор из фарфора был подарен Марие Федоровне французским королем Людовиком 16. Спальня была лишь тем местом, где Мария Федоровна принимала поздравления после рождения очередного ребенка. А детей у Марии Федоровны было 10, из которых 6 было девочек и 4 мальчика, а 2 из них впоследствии стали императорами (Александр I и Николай I).

Библиотека Марии Федоровны очень небольшое, но очень впечатляющее помещение. Книжные светлые шкафы из ценных пород дерева ниже уровня стола для чтения. Библиотека украшена французскими гобеленами. Один из них «Дон Кихот разговаривает с очарованной головой» мастера Козетта по эскизам 1780 года Шарля Антуана Куапеля из королевской гобеленовой мануфактуры. Все гобелены были подарены Павлу Петровичу в 1782 году Людовиком 16.
Прекрасны и скульптуры, например «Плутон, похищающий Прозерпину», которая была подарена супругам королем Сардинии в 1782 году. Возле скругленной центральной стены с 1790-х годов стоит письменный стол из Германии. Рядом со столом стоит кресло, специально сделанное для Марии Федоровны с подставками для цветков на спинках. Очень насыщена временным цветом античная скульптура II века до н.э. «Муза у скалы». Другие статуи, изображающие муз, изготовлены в Италии в 18 веке. Во время Великой Отечественной войны исчезла бесценная античная скульптура «Весталка».

Кавалерский зал служил для выставок античных фигур, многим из которых несколько тысяч лет! Коллекция Павла Петровича и Марии Федоровны постоянно пополнялась. В этом зале Павел I принимал рыцарей Мальтийского ордена. На потолке отчетливо виден Мальтийский крест белого цвета в круге, который держат 2 изящные грации. Стоящая же на полу паркетном полу нимфа с раковиной в свое время была украшением древнеримского фонтана. Практически все античные скульптуры в зале уцелели благодаря находчивости сотрудника музея, хорошо спрятавшего их в подвале дворца во время фашистской оккупации.

Зал войны был оформлен в 1796 году как Тронный зал Павла I и здесь хранились императорские регалии Павла Петровича. Этот торжественный зал войны относится к Парадным залам Павла Петровича, и выделяется своей отделкой и мебелью в стиле времен римской империи. Интересно. что такой же зал в виде гостиной есть в анфиладе залов Марии Федоровны.

Картинная галерея имеет изогнутую форму, повторяющую силуэт дворца в форме подковы и освещена с 2 сторон окнами. Создавалась как зал для приемов. Здесь были выставлены картины европейских художников, которые супруги приобрели во время путешествия по Европе. Одна из самых ценных картин-Помпео Батони «Возвращение блудного сына». Другими бесценными работами является «Оплакивание Христа» мастерской Питера Пауля Рубенса и «Изгнание Илиодора из храма» ученика Рубенса Бартолета Флемалля. У Марии Федоровны любимой художницей была Ангелика Кауфман, с которой супруги познакомились в Венеции и для которых она написала диптих «Отравленная Элеонора» и «Спасенная Элеонора» на тему короля Эдуарда и его жены. Павел Петрович же привез из поездки картины любимого им Юбера Робера- «певца руин». Изумляет отлично сохранившаяся роспись плафона, где изображен покровитель искусства Аполлон в колеснице в сопровождении прекрасных муз. Работы выполнил мастер Якоб Меттенлейтер. По бокам панно «Суд Париса» и «Три грации». Вдоль стен расположены золоченные консоли со столешницами из цветных камней,  канделябры в виде античных треножников и часы, сделанные по моделям знаменитого скульптора Этьена Мориса Фальконе.

Будуар. Камерон в 1780-е сделал планировку помещения, а Бренна в 1791 году окончил ее отделку интерьеров в стиле ампир. Гротесковые рисунки на мраморных пилястрах напоминают оформление Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Между пилястрами же Бренна включил пейзажи, на которых изображены архитектурные шедевры Индии. Парадность залу особенно придает мраморный камин с 2 порфированными колоннами, привезенными супругами из Рима. Перед камином стоит круглый стол с фарфоровой столешницей с видами Павловска на ней. Слево от камина стоит маленькое фортепьяно 1774  года выпуска в Лондоне по заказу императрицы Екатерины II. Напротив окна стоит письменный стол, сделанный французским мастером Томиром, украшенный часами-вазой с вращающимся циферблатом и 4 вазами-подсвечниками.

Кабинет

Главными украшениями этого полукруглого кабинета были французские гобелены, подаренные королем Людовиком 16 супружеской чете во Франции. Один из малиновых гобеленов называется «Дамы служат Дон Кихоту». Другой красивейшей шпалерой на левой стене является брюссельская шпалера «Посвящение Дон-Кихота в рыцари». В оформлении пространства под потолком использованы сюжеты из истории Рима, выполненные в технике гризайли.

Библиотека:

Центром библиотеки является предмет, который сразу притягивает к себе внимание. Это письменный, большой стол, выполненный из красного дерева и стоящий на двенадцати ножках. На столе стоит макет античного храма с колоннами из слоновой кости. Другие разные детали макета выполнены из янтаря и золоченной бронзы. Это изящное настольное украшение было спроектировано итальянцем Бренной. Выполнял же его токарный мастер Иозеф Фай. И представьте, что помогала Фаю делать свою работу Мария Федоровна, которая умела работать на токарном станке и очень ответственно подходила к труду! На потолке очень красиво выполненная овальная картина итальянского рисовальщика Доменико Скотти «Торжество истины, изгоняющей пороки».