В 1742 году незаконченный каменный дом Неймана приобрели братья Строгановы-представители знаменитого и старинного рода землевладельцев и промышленников Строгановых. В 1743 году дом был достроен для обер-камергера, собирателя первой в Петербурге частной картинной галереи, барона Сергея Григорьевича Строганова, состоявшего в свите Елизаветы Петровны.
В 1753 году в доме на правах постоянно присутствующего архитектора-эксперта поселился величайший зодчий эпохи барокко Бартоломео Растрелли, спроектировавший для владельца трехэтажный дворец. Он был возведен в 1753-1754 г.г. с частичным использованием стен и сводов старого дома. Здание представляет собой тип дворца, где его главные корпуса расположены по красным городским линиям, а внутри находится парадный двор. Будущий образец зрелого барокко украсили грациозные колонны в центре фасадов, лучковые фронтоны и двухцветная окраска, эффектный портик с парами колонн на рустованных пилонах, завершенный разорванным фронтоном, в котором помещен герб Строгановых. Девизом рода было «Ferram opes patriate, sibi nomen» — «Отечеству принесу богатство, себе оставлю имя!». Барельефные портреты на фасаде вероятно являются изображениями владельца дома (что было распространенной практикой). 4 чугунных столбика с львиными масками, стоящие по углам подворотни, первоначально служили элементами ограждения канала, прорытого перед дворцом около 1760 года.
После смерти Сергея Строганова в 1756 году дворец перешел его сыну Александру. Александр Строганов был обер-камергером, тайным советником, предводителем петербургского дворянства, директором Публичной библиотеки, президентом Академии художеств и покровителем великого зодчего Воронихина. Вернувшийся в 1791 году вместе с Строгоновым из-за границы Воронихин приступил к переустройству дворца. В нем он собственно и жил вплоть до 1801 года. В результате появился великолепный ансамбль интерьеров в стиле классицизма включал Картинную галерею, двухъярусный Минеральный кабинет, полный воздушного изящества и Парадную столовую. Воронихин также перестроил Парадную лестницу в «египетском стиле». Неудивительно, что дворец стал знаменит в столице не только своей красотой , но и своими обедами с «бефстрогановами».»Приют муз» посещали Державин, Крылов, Фонвизин, Гнедич, Бортнянский, Левицкий и др.
Следующими владельцами дворца были герой войны с Наполеоном генерал Павел Александрович Строганов и Сергей Григорьевич Строганов меценат и археолог, основатель Строгановского художественно-промышленного училища в Москве и Археологической комиссии, которая работала во дворце целых 20 лет.
В 1918 году дворец был национализирован большевиками и впоследствии стал филиалом Государственного Эрмитажа.
Во время строительства дворца на углу Мойки и Невского Растрелли в нем жил. что давало ему возможность сконцентрироваться на объекте. Хотя, «основное место работы» архитектора был Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны. Из самых вдохновенных интерьеров, которые были реализованы в 1750-х великим зодчим во дворце особо выделяется Большой зал. Он получился прекраснейшим, двусветным залом, декорированным ажурной лепниной и фигурами атлантов, которые поддерживают балконы. Амуры же несут свиток с завернутыми углами (картуш), который увенчан баронской короной. Поверхность потолка представляет собой изумительной красоты плафон, который выполнил итальянец Джузепе Валериани в 1753 году. Богиня мудрости Минерва, которая поражает пороки слабых — в центре композиции, справа от Минервы находятся аллегории искусств, а слева -человеческие добродетели.
Другой интереснейший зал-Картинная галерея, где находятся коллекции живописи картин Аньоно Бронзино, Ван Дейка, Рембранта, Клота Лорренса, Рубенса, Сандро Боттичели и др., которые Александр Строганов в 1773-1775 г.г. приобрел на аукционе в Париже. При входе в зал обращает на себя внимание работа Ореста Кипренского «Богоматерь с младенцем», вокруг которой картины Владимира Боровиковского: «Евангелист Лука», «Евангелист Иоанн», «Евангелист Марк», «Евангелист Матфей», «Архангел Гавриил» и «Дева Мария». В глубине зала знаменитое полотно- строительство Казанского собора. на картине Алексеева. Видное место в галерее занимает картина Луи Жан Франсуа Лагрене «Лот с дочерьми» и работы портрестиста Жан Лоран Монье. Есть работы с портретами представителей рода Строгановых. Интересно, что став Президентом Академии художеств в 1800 году Александр Строганов стал приглашать студентов с свою галерею, чтобы они могли делать эскизы и копии с известных произведений.
Интересный зал-Арабесковая гостиная, которая находится в той части дворца, которая выходит на Невский проспект. Была создана для Александра Сергеевича Строганова приблизительно в 1852-1859 г.г. Для украшения использовали копии фресок Рафаэля в Ватикане. Поэтому попадая в зал сразу ловишь себя на мысли, что нечто подобное ты уже видел в Эрмитаже, в Лоджии Рафаэля. Уменьшенные копии ватиканских скульптур греческих комедиографов 4-3 века до н.э. Менандра и Посидиппа, а также копии с виллы Цицерона в Помпеях.
Устройство интерьера Зала Гюбера Робера было поручено архитектору Воронихину. Зодчий объединил 3 небольшие комнаты в единое пространство при этом экспозиции были объеденены по принципу «творение природы-деяние человека», например «Пейзаж с водопадом» и «Пейзаж с обелиском».
Оформление Кабинета с дубовым камином посвящено страстным увлечениям Графа Строганова охоте. Особенно он любил псовую охоту, у него было много лошадей, потому что он владел несколькими конными заводами в средней полосе России. В кабинете можно видеть картины анималистов Артемия Обера, Николая Сверчкова, Рудольфа Френца, посвященные охоте, а также тематические скульптуры. Центральная часть кабинета-дубовый камин оформлен каминным экраном с возвышающейся картиной Карла Кнаппе «Спаниель Мутон». Дополнительно декорированы узоры с гербом Строгановых в виде буквы «S».
Большая гостиная была включена в 1804-1805 г.г. в число парадных интерьеров дворца. Само же оформление гостиной в стиле классицизма выполнил мастер Садовников, украсив стены лионским шелком кремового цвета с изображением цветов. Использование ткани было широко распространено для оформления не только стен, но и драпировки окон, дверей, обивки мебели. В центре гостиной находится скульптура «Преданность», выполненная Джозуэ Мели.
Стены Малой гостиной покрыты мрамором, а над камином и в простенках между окнами установлены зеркала, зрительно расширяющие пространство. Оформляя интерьер Малой гостиной Воронихин использовал подражание греческим и римским образцам. Один из самых ярких древнегреческих образов- голова Медузы Горгоны украшает стены над дверьми. В верхней части стен Малой гостиной сегменты, ограниченные архивольтом арки с рельефными композициями из «Метаморфоз» Овидия.
В Минералогическом кабинете Строганова находилось его коллекция минералов и богатое книжное собрание. Это невероятно, но мастер Воронихин создал двухярусное пространство, где потолок расписан мастером Пьетро Гонзаго таким образом, что у зрителя создается устойчивое впечатление наличия купола. Но это иллюзия. Более того, из-за такого приема в зале появляется 3-ий иллюзорный этаж! Это нужно видеть.. Первый ярус оформлен 4 арочными проемами с изображением 4 стихий-«огня», «воды», «земли» и «воздуха». В облике «земли» угадывается изображение Екатерины II в облике богини Кибелы с градской короной на голове.
Парадную столовую дворца мастер Воронихин оформил в 1794 году на месте Зеркальной галереи Растрелли (утрачена). Напротив окон, которые выходят на Невский проспект в центре, были поставлены большие цельные зеркала площадью 12м2 с наложенными на них полулюстрами. Помещение значительно расширялось при использовании знаменитого французского приема. Граф Александр Строганов писал своей невестке в письме: «Мой друг, столовая.. продвигается! Она будет просто сумасшедший красоты… только что начали размещать зеркала».