Музей Фаберже во дворце Шуваловых на наб.Фонтанки 21

Большинство людей думает, что музей Фаберже это пасхальные яйца, которые без конца показывают по телевизору. Да, эти 9 пасхальных яиц, сделанные в качестве подарков на Пасху мастерами Фаберже для последних двух императоров Александра III, Николаю II, императрице Александре Федоровне,  императрице Марии Федоровне, составляют высочайшую ценность коллекции. Но вы не представляете многообразие образов и форм этой коллекции. Она просто огромна (более 4 тысяч экспонатов)и по-настоящему уникальна.

Поднимаясь с красивейшей парадной лестницы архитектора Николая Ефимова (а автор грандиозного купола в центре-Рудольф Бернгард) попадаешь в рыцарский зал №2 проекта Бернара Де Синона. А первое что нам бросается в глаза в этом зале-это роскошный серебряный, десятикилограммовый  ковш, изготовленный мастером фирмы Фаберже Юлиусом Раппопортом для князя Владимира Оболенского ! На стенах зала барельефы, воспроизводящие темы Отечественной войны 1812 года. Стены также украшают картины батального жанра 19 века работ Петра Балашова и Карла Пиратского.

В этом же зале представлены интересные вещи, которые связаны с военно-морским флотом, например портсигар с планом Кронштадта и плывущим крейсером, а также историей армейских сухопутных сил. Интересны работы начинающего тогда подмастерья Генриха Вигстрема.

модель Царь-пушки
Фото: Часовской Алексей
коробка для сигар
Фото: Часовской Алексей
черпак
Фото: Часовской Алексей
Кубок призовой
Фото: Часовской Алексей
Чаша для пунша с черпаном
Фото: Часовской Алексей
портсигар со спичечницей и фитилем
Фото: Часовской Алексей
портсигар с планом Кронштадта
Фото: Часовской Алексей
лоток
Фото: Часовской Алексей

Бежевый зал №12 посвящен искусству русской эмали второй половины 19 века-начала 20 века. Ярким представителем эмалевого направления была мастерская Павла Овчинникова, среди работ которой ярко выделяется чайно-кофейный сервиз.  В красивых изделиях петербургской мастерской «Братья Грачевы» виден изящный неорусский стиль в эмалевого искусства. Декорирование эмалью по скани в начале 20 века стало одним из самых интересных направлений в эмалировании. Большой популярностью пользовались маленькие ковшики и разнообразные по размерам чаши, кубки, предназначенные для праздников.

В бежевом зале большое количество невероятных по красоте произведений, изготовленными профессиональными мастерскими, среди которых — московские предприятия Константина Скворцова, Ивана Салтыкова, Ореста Курлюкова, Николая Зверева, Николая Тараброва и петербургские мастерские Ивана Морозова и Александра Любавина. Часто такие предприятия работали в форме артелей, объединяющих специализированных мастеров, которым предоставлялась свобода творчества. Результаты превосходили все ожидания. Артели вели торговлю непосредственно контактируя с заказчиками и максимально учитывали все их пожелания.

Следующий зал №3 это Красная гостиная. Интересны серебряные изделия мастерской Сазиковых, которая в 1857 получила статус придворной. Это подняло статус и уровень мастерства предприятия на новый уровень. Изделия предприятия стали очень узнаваемы. Неоценима заслуга Сазикова в том, что большинство его изящных изделий в основе имеют сюжеты, взятые из русской истории 11-17 веков. В изделиях просматривается очень глубокая детализация русской истории.

Украшением Красной гостиной является чайный сервиз, сделанный в 1848 году для Великого князя Константина Николаевича по случаю его женитьбы. Интересны рисунки в орнаменте. Двуглавые орлы символизируют государственность, мореплавание (страсть Великого князя) же символизируют морские карты, которые орлы держат в когтях и клювах. Надписи в стиле стариной вязи выполнены по эскизу археолога-художника Солнцева. Огромный интерес представляет кофейный сервиз с филигранью на фоне матовой эмали. Предметы в неорусском стиле разнообразны: это и порткарандаш, где узнается персонаж известного князя Ивана Калиты, который склонился над мешком денег. Это и ковш, сделанный в мастерской Юлиуса Раппопорта, который император Николай II пожаловал князю Льву Голицину в 1899 году.

Чернильница
Фото: Часовской Алексей
Солонка
Фото: Часовской Алексей
Ларчик
Фото: Часовской Алексей
Князь Иван Калита склонился над мешком денег
Фото: Часовской Алексей
Портсигар с эмалевой миниатюрой "Тройка"
Фото: Часовской Алексей
Чайно-кофейный сервиз (самовар, поднос, бульот с подставкой и спиртовкой, чайник, кофейник, молочник, полоскательница, сухарница, сахарница).
Фото: Часовской Алексей
Кружка
Фото: Часовской Алексей
Коробка для сигар со спичечницей и фитилем
Фото: Часовской Алексей

Самый интересный зал №12 — Синяя гостиная. Здесь находятся предметы искусства, составляющие вершину творчества Карла Фаберже. Это пасхальные яйца с сюрпризами, который мастера Фаберже создали по заказу императоров Александра III и Николая II. Особую значимость коллекции придает также то, что в ней представлены: самое первое императорское яйцо «Курочка», созданное в 1885 году, яйцо «Коронационное», посвященное коронации Николая II и Александры Федоровны, и последнее императорское яйцо «Орден Святого Георгия» подаренное императором Николаем II своей матери Марии Федоровне. Это единственное яйцо, которое вдовствующей императрице удалось вывезти из России в период большевистского восстания.

Всего мастерской Фаберже за весь период своей работы создано около 50 императорских яиц. Окончанием заказа по созданию пасхального яйца считалась неделя, предшествующая началу Страстной недели. Карл Фаберже доставлял заказ лично царю. На каждый заказ уходило около 1 года работы. Драгоценности в виде пасхальных подарков изготовлялись также для крупных промышленников. Например яйцо-часы для герцогини Консуэло Мальборо из клана американских магнатов Вандербильтов, Фаберже выполнял в 1902 году. В период 1898-1904 г.г. 7 пасхальных яиц (среди которых «Шантеклер» и «Курочка» в Синей гостиной) были изготовлены для купчихи Варвары Базановой (Кельх в замужестве), происходившей из богатой московской, купеческой семьи.

Пасхальное яйцо "Лавровое дерево" с ключом. Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1911 года
Фото: Часовской Алексей
Яйцо "Шантеклер Кельха", подарок для жены Варвары Кельх-Базановой на Пасху 1904 года. Мастер Михаил Перхин
Фото: Часовской Алексей
Яйцо-часы Герцогини Консуэло Мальборо, из клана американских магнатов Вандербильтов
Фото: Часовской Алексей
Пасхальное яйцо "Пятнадцатилетие царствование". Подарок императора Николая II супруге, Александре Федоровне на Пасху 1911 года.
Фото: Часовской Алексей
Стеклянное яйцо "Воскресение Христово". Создавалось в период 1884-1894 г.г. по заказу императора Александра III для супруги Марии Федоровны
Фото: Часовской Алексей
Рамка в форме сердца с 3 миниатюрами-портретами. Это сюрприз утраченного яйца. Подарен Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне в 1897 году
Фото: Часовской Алексей
Яйцо "Орден Святого Георгия". Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1911 года. Лишено сложный механизмов, вычурностей и драгоценных камней из-за нехватки мастеров, вызванной всеобщей мобилизацией на фронт
Фото: Часовской Алексей

Зал №5 это Золотая гостиная. Здесь представлены царские подарки, «безделушки» и презентационные коробки. С 1885 года стали официальными поставщиками ювелирных изделий двора Его Императорского Величества через специальный Кабинет. Кабинет был целым ведомством, которое ведало всей «индустрией» императорских подарков, начиная от «заготовления» и заканчивая их «выдачей». Император жаловал подарки по разным случаям, начиная от дипломатических визитов и официальных празднований и заканчивая «личным желанием». По частоте упоминаний в приходно-расходных книгах на первых позициях были табакерки, потому что это была статусная вещь и кроме того, распространенная вещь для нюханья табака (сошедшая не нет в период царствования Николая II). Кроме того, табакерки были удобными предметами для нанесения информации (вензеля августейших особ, государственная символика, портреты и т.д.).

Обращает на себя внимание репрезентативная рама с фотопортретом Николая II, великолепно отделанная резным горным хрусталем и декорированная вензелями императрицы Марии Федоровны. Надо также отметить, что одним из востребованных и популярных направлений  в работе мастерской Фаберже было производство «пустячностей», «безделиц», по французски «objets de fantaisie», «objets d art». Здесь можно увидеть каменные фигурки животных, цветы из поделочных камней и т.д. Царские же «безделицы» были реликварии, мощевики, коробочки, миниатюрная мебель и т.д. Как правило это были очень дорогие вещи, так как требовали очень сильную детализацию и большие профессиональные трудозатраты. Сам Фаберже считал такие вещи очень оригинальными, способными удовлетворить любые эстетические запросы.

 

Презентационная табакерка с портретом Великого князя Владимира Александровича
Фото: Часовской Алексей
Презентационная табакерка с портретом Великого князя Сергея Александровича. Впоследствии подаренная им в 1901 году князю Ширинскому-Шихматову
Фото: Часовской Алексей
Табакерка с изображением Екатерины II. Неизвестный автор
Фото: Часовской Алексей
табакерка
Фото: Часовской Алексей
табакерка
Фото: Часовской Алексей
Рама с портретом Николая II в форме офицера лейб-гвардии Его Императорского Величества Гусарского полка
Фото: Часовской Алексей
Бонбоньерка в форме кресла
Фото: Часовской Алексей

Далее попадаем в зал №6-Аванзал. Мастерские Фаберже кроме Санкт-Петербурга и Москвы работали также в Киеве и Одессе. Фаберже выпускали и продукцию, доступную просто зажиточным людям, при этом сохраняя высочайшие стандарты качества. Как правило, такими вещами были портсигары и рамки для фотографий. Популярными были портсигары покрытые прозрачными эмалями по гельошировке (нанесение орнаментального узора). Работами с эмалью 144 оттенков занимались в основном, в специальной мастерской Николая Петрова.Технология нанесения была машинная (сначало золотая или серебряная основа покрывалась с помощью гильоширными машинами рисунками, слои полировались и наращивались новыми, пока не достигался нужный цвет глубины рисунка. Часто достигался перламутровый эффект.

Среди разных предметов Аванзала  обращают на себя внимание часы-рамка (для фото) с голубой эмалью, сделанные в виде веера. Очень хороши дамские пряжки с прозрачными гильоше-эмалями. Отдельно расположена группа предметов, сделанная мастерской Фаберже для барона Леопольда Де Ротшильда. Впоследствии часть этих бесценных вещей была разграблена большевиками и распродана через свою конторку под названием «Антиквариат» за рубеж. По счастливой случайности сохранился кулон из аквамарина, увенчанный ювелирным бантом Фаберже. В конце 19 века -начале 20 века мастерская Фаберже часто использовала полупрозрачный камень халцедон в своих украшениях. В каталогах Фаберже халцедон называется нередко «меккой», и это неслучайно-такие камни издревле связаны с духовным началом, недаром даже пророк Мохаммед имел в своем перстне халцедон.

Далее мы попадаем в зал №11-Буфетную. Интересно, что здесь во времена Шувалова по совместительству с столовой было место для хранения керамики. Сейчас зал стилизован под арт-пространство, в котором выставлено несколько просто бесценных картин. Одна из них «Площадь перед церковью Святой Троицы в Париже» работы мастера-импрессиониста Огюста Ренуара. Работа написана им в 1893 году. Другими работами, представленными в зале являются: «Берега моря в Антеоре» работы постимпрессиониста Луи Вальта, «Вид на Сен-Сирк-Лапопи» 1930 года, работы символиста Анри Мартена. Прекрасна работа «Вид на Московский Кремль», 1912 год, работы Сергея Виноградова.

Из Буфетной далее мы попадаем в зал №9 —Выставочный зал, в  котором удачно совмещены шедевры ювелирного искусства и уникальнейшие картины всемирно известных мастеров. Обращает на себя внимание триптих фламандской школы 17 века который находится внутри стены и состоит из «Поклонение волхвов», «Благовещение» и  «Святая Анна, проповедующая в храме». Что касается витрин с работами Фаберже, здесь много работ из самоцветов Екатеринбургской гранильной фабрики. Кроме халцедона любимым камнем Фаберже был нефрит, саянский камень без трещин, обладающий высокой прочностью и густым шпинатным тоном. Неудивительно, что этот камень нередко использовался с создании самых лучших часов и императорских пасхальных яиц, и очень дорогой вещи в начале 20 века-настольных звонков.

В Выставочном зале есть несколько уникальных картин. Только посмотрите: Картина «Суд Париса» 1889 года Константина Маковского изображает спор 3  богинь-Афины, Афродиты и Геры о том, кто из них прекраснее. В Выставочном зале представлены 4 картины непрезвойденного мариниста Ивана Айвазовского:  масштабная картина «Моисей переводит евреев через Красное море», 1891 года, и входит в цикл библейских работ автора, «Ночная переправа через Днепр», 1897 года, «Кораблекрушение» 1888 года и «Вид на озеро Севан» 1869 года. В зале представлена картина великого художника Василия Поленова «Задворки»,  картина представителя позднего академизма Генриха Семирадского — «Канатоходка» 1898 года. Очень интересны картины Алексея Харламова «Девочка-продавщица цветов» 1880-1890-х г.г. и «Кузнечик» 1894 года. Григорий Мясоедов представлен работой «Лесная речка» 1890 года. Карл Брюллов представлен работой «Месса в базилике Санта-Мария-Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX.» 1850 года.

Последними в посещении этого замечательного музея являются Белая и Голубая гостиные (зал №7 и зал №8). В Белом зале представлены изумительные произведения эмалевого искусства фабрики Алексея Овчинникова. Фабрика в Москве также была известна своим талантливым мастером Павлом Овчинниковым- родным братом Алексея, у которого он начал работать подмастерьем. Через некоторое время Павел открыл собственную мастерскую, а также открыл магазин в Петербурге на ул. Б. Морской и стал большей частью специализироваться на столовом серебре. Популярностью пользовались сервизы, братины, чарки, ковши в старом русском стиле. В украшении небольших предметов (чаш, стопок, конфетниц, рюмок и т.д) мастера фирмы Павла Овчинникова отлично владели такой  сложной техникой, как витражная эмаль. Высокое качество серебряных изделий мастерской Павла Овчинникова было отмечено Высочайшим двор и в 1881 году он стал его поставщиком. Уникальность изделий Овчинникова была замечена и за рубежом. В 1878 году после прошедшей в Париже выставки Павел Овчинников был удостоен звания кавалера ордена Почетного легиона. А на выставке ювелиров в Вене в 1881 году был награжден Железным крестом, золотой медалью, а также удостоился чести быть поставщиком итальянского королевского двора. Павел Овчинников отмечал, что его успеху содействовало тесное сотрудничество с такими архитекторами, скульпторами и художниками как Евгений Лансере, Александр Обер, Дмитрий Чичагов, Ипполит Монигетти, Андрей Жуковский, Александр Опекушин, Виктор Гартман, Лев Даль…

В Голубой гостиной есть уникальные образцы русского фарфора, которые были произведены Императорским фарфоровым заводом. Наиболее интересный экземпляр- ваза 1859 года выпуска с изображением сочетания фруктов с цветами, которую расписал мастер Федор Красовский. Есть также собранные декоративные тарелки «Розы», сделанные в Архангельское, в мастерской князя Николая Борисовича Юсупова. Эта интересная серия тарелок возникла у мастера росписи под впечатлением раскрашенной гравюры атласа «Розы», где художник и ботаник из Парижа запечатлел цветы, произраставшие в саду супруги Наполеона I Бонапарта- Жозефины Богарне. Интересны также изделия московской фабрики Ивана Хлебникова, выполненные в стиле «боярском» и «национальный романтизм». Фабрика была поставщиком не только Высочайшего двора, но и королевских дворов Дании, Нидерландов, Сербии, и князя Черногорского.