English English Русский Русский
English English Русский Русский

Музей-квартира Ф.М.Достоевского на Кузнечном пер.

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

В доме на Кузнечном пер.5 Достоевский жил дважды: в 1846 году, до ссылки, а потом спустя 32 года, уже в 1878 году. За это время у дома успел смениться хозяин. В 1846 году хозяйкой дома была Кучина, а во второй приезд писателя здание уже принадлежало вдове купца Клинкстрем — Розалии Густавовне. Достоевский с семьёй поселились на 2 этаже, в шестикомнатной квартире №10 с кухней. Окна квартиры большей частью выходили на улицу, а детская, хозяйственная комната и кабинет жены писателя-во двор.

В своем кабинете Достоевский работал ночью, обычно до 5 часов утра над романом «Братья Карамазовы». Пока писатель не проснется-его никто не смел беспокоить- такие были правила в семье. Спал писатель часто беспокойно, мучили приступы и кошмары. Просыпался писатель к полудню, и первым делом, выпив стакан крепкого чая, спрашивал у своих детей, Феди и Любы, что нового с ними приключилось за утро. «На заре ты ее не буди…» — если дети из своей комнаты слышали, что отец, проснувшись, напевает этот романс, то знали: он в хорошем настроении.
В кабинете Достоевского всегда был абсолютный порядок в вещах. Все находилось строго на своем месте-бумаги, рукописи, ручки. Федора Михайловича очень раздражало когда кто-то перекладывал вещи в кабинете «не на свое место».
Икона Достоевского «Божья Матерь Всех Скорбящих Радость», стоящая в кабинете, в углу возле окна была особо почитаема писателем. У Достоевского была очень непростая жизнь, писатель пережил смерть двух детей. Всего у Достоевских их родилось четверо. Старшая дочь, София, скончалась в младенчестве в Швейцарии, а сын Алеша умер в трехлетнем возрасте. После его смерти семья и переехала на Кузнечный переулок — с дочерью Любовью и сыном Федором, потому что в предыдущей квартире им все напоминало об умершем Алеше.
Возле дивана висит Сикстинская Мадонна Рафаэля, которой Достоевский восхищался и мечтал о фотокопии, но не мог найти. Об этом узнала Софья Толстая- вдова Алексея Толстого и помощью знакомых она приобрела репродукцию в Германии, а передал писателю ценный подарок философ Владимир Соловьев.
В кабинете Достоевский встретил свою смерть в 1881 году, 2 дня до смерти он лежал у себя же в кабинете на диване.

Комната жены писателя — Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена беззаветно любимому мужу, несмотря на бесконечные финансовые трудности в семье. Она всегда находила в себе силы не падать духом, быть терпеливой, быть опорой мужу во всех его делах.С текстами писателя работа строилась так: ночью Федор Михайлович продумывал очередную главу, днем ее диктовал и «бывал очень доволен, когда продиктованное было готово к его «вставанью». После Достоевский делал поправки в тексте, и Анна Григорьевна переписывала рукопись еще раз. Он была постоянным секретарем и стенографом писателя, занималась изданием его произведений, книжной торговлей. Энергичная и рачительная хозяйка еще до переезда в эту квартиру пошла на беспрецедентный в писательской среде шаг: сама стала издавать произведения Достоевского. Первым отдельным изданием был роман «Бесы». Анна Григорьевна сильно рисковала, но справилась. Жена писателя все посчитала до копейки и сама удивилась, как хорошо «Бесы» пошли. Она напрямую обращалась в типографию и книжные лавки. В 1879-м Достоевский получил свидетельство купца третьей гильдии, потому что Анна Григорьевна открыла книжную торговлю для иногородних, то есть занималась продажей книг — и не только супруга — по почте. А заказы хранила в квартире. Лев Толстой, с которым Анна Григорьевна встретилась в писательском обществе после смерти Достоевского, сказал ей: «Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского». Сам Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: свой последний, самый главный роман «Братья Карамазовы» он посвятил ей.

Гостиная воссоздана по рисунку племянницы Достоевского Варвары Андреевны Савостьяновой. Над диваном картина из собрания семьи Савостьяновых «Моление о чаше». К Достоевским на чай заглядывали друзья: издатель Алексей Суворин, юрист Анатолий Кони, Елена Штакеншнейдер — дочь знаменитого архитектора,  поэты Аполлон Майков, Яков Полонский, публицист и литературный критик Николай Страхов, позднее написавший биографию Достоевского. В гостиной на столе часто лежал табак писателя. Достоевский был страстным курильщиком, любил сам набивать папиросы табаком, смешивая 2 сорта. После триумфальной Пушкинской речи перешел на более дорогой и солидный формат- сигары.

В столовой за обедом при детях старались говорить о простом, понятном. Писатель очень дорожил семейным общением. Федор Михайлович любил горячий и крепкий чай, поэтому для него часто ставили самовар. Дочь писателя вспоминала, будто отец пил почти чифирь, а вдова — что у супруга была своя мера крепости чая, он придирчиво относился к его цвету, клал 2 куска сахара. Федор Михайлович обожал детей, поэтому часто баловал их лакомствами, разными сладостями. Самовар и сервиз в столовой, картины и многое другое музею подарила внучатая племянница Достоевского Мария Савостьянова.

В детской стоит стол для детей, за которым они рисовали, раскрашивали рисунки и читали. Комната Любови и Федора была аккуратной и скромной. Вообще Достоевский очень любил детей и считал, что без детей нет смысла в жизни, он был очень заботливым, любящим отцом. Если ему случалось быть в разлуке с семьей, Анна Григорьевна получала письма, полные любви к детям и беспокойства за их судьбу. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей. Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Жуковского, Пушкина, Карамзина, Диккенса, Гофмана, Гоголя, Шиллера, Гюго и др. Достоевский знакомил Любовь и Федю с Библией по книге, которую помнил с детства-«Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета». ..  Лошадка в детской стоит не случайно: сын писателя Достоевского — Федор Достоевский, с детства любил лошадей. Эта любовь к лошадям сохранилась у него на всю жизнь и в зрелом возрасте он стал коннозаводчиком.