Музей-квартира Римского-Корсакова на Загородном пр.28б

Музыкальная гостиная в квартире Римского-Корсакова яркий образец коммуникабельности творческого сообщества того периода жизни Петербурга. В квартире Николая Андреевича собирались не только композиторы, такие как Рахманинов, Стравинский, Глазунов, но и артисты и художники. Солистка Мариинского театра Евгения Мравина исполняла здесь «Риголетто» Верди, а певица лирического колоратурного сопрано Надежда Ивановна Забела-Врубель исполняла отдельные части оперы «Жизнь за царя». Были и другие исполнительницы, в основном женских партий  в операх Римского-Корсакова. Наибольший аншлаг вызывало участие Федора Шаляпина в музыкальных вечерах, когда в квартиру набивалось «народу просто под завязку», доходя до 100 человек! На самом запоминающемся вечере Федор Шаляпин исполнил  целиком сразу от имени 2 героев камерную оперу Николая Андреевича «Моцарт и Сальери». Жена Римского-Корсакова была постоянным аккомпаниатором, нередко подыгрывали на скрипках и виолончели сыновья Римского-Корсакова, а дочери пели. Художественный критик и историк Владимир Стасов был завсегдатаев таких музыкальных собраний, он был всегда желанным гостем в доме композитора. Римский-Корсаков очень гордился своим роялем немецкой фирмы «Becker», купленным в 1902 году и обладавшим очень ярким и насыщенным звучанием. На стенах гостиной портреты Глазунова, Мусоргского, Бородина.

В столовой Римский-Корсаков появлялся рано утром. и прежде чем приступить к работе на спиртовом кофейнике варил сам себе кофе. Путь в рабочий кабинет проходил через гостиную, где стоял его любимый «Becker», возле которого композитор останавливался, брал аккорд нужной тональности и сразу пытался по звучанию «определить как будет звучать дальнейший его день». Работал композитор до 12 часов, и шел в столовую, где домашние его уже ждали. Вы будете удивлены, но во главе стола сидел не композитор, а его жена Надежда Николаевна. Сам Николай Андреевич сидел справа от нее. В следующий раз все садились за стол в 6 часов вечера, когда Римский-Корсаков возвращался из Консерватории. Часто вместе с композитором кто-то приходил из его друзей или коллег, бывали даже ученики. Всех их с радостью приглашали за общий стол. Очень часто музыкальные вечера заканчивались приятным времяпрепровождением за столом и обсуждением интересных тем. Стены столовой украшены семейными портретами с предками композитора  и голландскими художественными работами. Главный семейный портрет Венцеслава Корсака, основателя рода Корсаковых в России, который приехал в Москву из Литвы в 1590 году. Рядом портрет Воина Яковлевича-вице-адмирала и прадеда Николая Андреевича. Интересно, что приставка «Римские» появилась в фамилии в 17 веке. Рядом с буфетом портрет известного мореплавателя Николая Петровича Римского-Корсакова, в честь которого назван даже остров в Тихом океане. Над диваном портреты родителей композитора — Андрея Петровича и Софьи Васильевны.

В этом рабочем кабинете начинался рабочий день Николая Андреевича в 9 часов утра. Именно здесь были созданы 11 опер, среди которых: «Сказание о невидимом граде Китеже», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Золотой петушок», 50 романсов и автобиографический труд «Летопись моей музыкальной жизни». У Римского-Корсакова был исключительный слух, он всегда сочинял музыку за письменным столом, без рояля. В долгие часы работы письменный стол был завален листами новых партитур, корректурами. В 12 часов композитор наводил образцовый порядок, шел завтракать и уезжал в Консерваторию. После обеда он снова возвращался в кабинет, набело переписывал утренние черновики, писал письма, работал с либреттистами. И так продолжалось до поздней ночи. Интересно, что за другим столом работала его жена Надежда Николаевна. Она правила корректуры, делала переложения для рояля партитур его опер.  В кабинете все как было в последние годы жизни композитора: портрет композитора Глинки, настольная лампа, дорожные часы, завещанные ему матерью, семейные портреты на столе, майоликовая пепельница в виде дракона. Рукописи композитора хранились в старинном бюро. На книжном шкафу портрет Беляева-основателя Русских симфонических концертов. Николай Андреевич был главой музыкального кружка на беляевских «пятницах». Над диваном работа художника Врубеля, поднесенная Николаю Андреевичу Товариществом русской частной оперы к 35-летию его композиторской деятельности. На ней гусляр наделен портретным сходством с композитором.