Основателем музея фарфора можно считать императора Николая I, который решил его организовать в 1844 году при самом здании фарфорового завода. Таким образом, это один из самых старейших и интереснейших музеев Санкт-Петербурга, в котором уже сейчас собрано около 30 тысяч художественных единиц. Официально музей является филиалом Эрмитажа, что подчеркивает его уникальность. Другой император Александр III в конце 19 века издал указ, по которому все фарфоровые изделия, представляющие художественную ценность должны были быть изготовлены в 2 экземплярах, один из которых должен был быть передан в музей фарфора. Именно благодаря такому указу коллекция музея стала существенно пополняться особо ценными и интересными экспонатами.
Да, без преувеличения, музей обладает ценнейшими экземплярами. Например, здесь можно увидеть самые первые образцы фарфора отечественного производства, которые были созданы еще в 18 веке искусным мастером, основоположником производства фарфора в России, ближайшим товарищем Ломоносова- Дмитрием Ивановичем Виноградовым. Самые ранние работы Виноградова датируются периодом правления Елизаветы Петровны, 1748 годом. Чтобы открыть рецепт изготовления фарфора, Дмитрию Виноградову потребовалось достаточно долго учиться в Германии у Вольфа и Генкеля, а вернувшись в Россию организовать лабораторию, где он шаг за шагом ставил различные опыты с глиной разных месторождений, изменял способы и условия обжига. Для этих целей Виноградов сделал печи для обжига по собственным чертежам. Все работы продолжались до тех пор, пока мастер Виноградов не получил фарфор высокого качества с прочностными характеристиками.
Но судьба сыграла с мастером Виноградовым злую шутку. По распоряжению императрицы Елизаветы над мастером был установлен жесткий контроль. Из ученого-изобретателя Виноградов превратился в подневольного крепостного. Всему виной уникальные знания мастера. Чиновники боялись, что Виноградов вольно или невольно мог выдать рецепт открытого им фарфора. Поэтому Виноградова просто никуда не отпускали с завода. А в 1954 году абсурдность ситуации дошла до того, что надсмотрщик за мастером Черкасов приказал, чтобы мастер постоянно находился у печи.
Управляющего Черкасова интересовало только увеличение производства, а трудности и неудачи, сопутствующие обычно любому расширению производства-в расчет просто не принимались, поэтому при каких-либо неудачах Виноградова стали просто напросто наказывать, иногда даже плетьми. Не имея возможности отправиться в родной Суздаль, где у мастера была семья, страдая от физического истощения, издевательств Виноградов быстро старел и сгорал психически. Еще позже все закончилось тем, что мастера просто посадили на цепь возле печей. В результате издевательств и тяжелой болезни создатель русского фарфора скончался в возрасте 38 лет, и был погребен в неизвестной могиле….
Интересны залы, где представлено множество предметов фарфорового искусства периода 1925-1960-х г.г.
Особую ценность в зале «советского периода» представляет большая круглая ваза с 6 «гранями», каждая из которых расписана на тему похода русского воинства под предводительством князя Игоря против половцев в 1185 году. Желая отбить у них Тмутараканское княжество князь Игорь Святославович предпринял решительный поход к берегам реки Донец (нынешний Донбасс), но оказался в окружении и в сражении на реке Каяла был взят в плен.