Зал Льва Толстого.
Первая экспозиция, посвященная Льву Николаевичу Толстому, располагалась в Толстовском музее, который был открыт еще в 1911 году благодаря решению всероссийского съезда писателей. Но в 1930 году Толстовский музей был закрыт и все экспонаты перенесены в состав фондов Пушкинского дома. Здесь собраны личные вещи великого писателя, здесь же подлинные изображения Льва Николаевича в оригиналах скульпторов и художников, которые выполнялись с натуры. Например, можно увидеть портрет Толстого работы художника Николая Николаевича Ге, рисунки и картины знаменитого Ильи Ефимовича Репина и Леонида Осиповича Пастернака. Обращает на себя внимание знаменитая работа живописца Григория Григорьевича Мясоедова «Чтение Крейцеровой сонаты» и др.
Отдельно представлены скульптурные изображения Льва Толстого скульптором Константином Александровичем Клодтом (внуком знаменитого Клодта, создавшего коней на Аничковом мосту), итальянским скульптором Павлом Трубецким, Ильей Яковлевичем Гинцбургом, знаменитым Ильей Ефимовичем Репиным, Наумом Львовичем Аронсоном, Сергеем Дмитриевич Меркуровым. Как мы видим, желающие слепить скульптурное изображение с писателя «вставали в очередь». В зале, посвященном Толстому есть материалы, которые связаны с историей создания и публикацией романов «Воскресенье», «Анна Каренина», «Война и мир». Здесь же портреты прототипов героев, первые издания.
На экспозиции представлено большое количество фотографий, большая часть которых выполнена другом Льва Николаевича-издателем его произведений Владимиром Чертковым. Здесь есть фотографии Толстого, которые сделаны самим Карлом Буллой и Софьей Андреевной Толстой. Особый интерес на экспозиции представляют личные вещи писателя: чашка, блюдце, блуза писателя, сшитые им самим сапоги. Часть экспозиции рассказывает о подробностях смерти писателя. Здесь есть снимки похоронной процессии, которая двигалась от станции Козлова Засека к Ясной Поляне. Вот, возле усадебного дома сфотографирована толпа людей с тревожными лицами, ожидающими, когда вынесут гроб. Вот фотография могилы Толстого в Ясной Поляне, на краю оврага Старого заказа.
Зал Михаила Юрьевича Лермонтова:
До революции 1917 года музей Лермонтова находился в здании Николаевского кавалерийского училища (сейчас это Лермонтовский пр. 54). После революции вся музейная экспозиция поступила в Пушкинский дом. Начинается экспозиция с детских и юношеских лет будущего поэта — портрет отца поэта Юрия Петровича Лермонтова , портрет Миши периода 1820-1822 г.г., автографы ранних стихотворений. В витрине находится печатка рода Лермонтовых и изображение герба. Здесь же можно увидеть портреты прекрасных женщин, которыми был в разное время увлечен Михаил Лермонтов и которым посвятил свои стихи- Екатерине Александровне Сушковой, Наталье Федоровне Ивановой, Варваре Лопухиной…
В начале экспозиции представлены детские рисунки Лермонтова, портрет «Герцога Лермы» периода 1832-1833 г.г. Под портретом на столе находится так называемая «маскарадная книга», с которой Михаил Юрьевич явился на костюмированный бал, который проходил в зале Дворянского собрания города в 1831 году.
Работа Акима Павловича Шан-Гирея является прижизненным портретом поэта Лермонтова в период его обучения в Николаевском училище. На портрете Лермонтов изображен в расстёгнутом ментике Лейб-гвардии Гусарского полка. Тут же представлена картина, написанная в 1837 году « Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года», где изображено противостояние русских гусар и польских уланов.
В витрине представлены материалы творческого поиска поэта периода обучения в училище-заглавный лист неосуществленного романа «Вадим» по истории восстания Пугачева, поэма «Хаджи-Абрек», беловой автограф драмы «Маскарад», опубликованной в 1842 году.
Настоящая известность пришла к поэту после появления его стихотворения «Смерть поэта» памяти убитого Александра Пушкина. В витрине один из 15000 его списков! Да, распространялись неофициально произведения именно так. Лермонтов жестко прошелся по нравам в высшей власти словами: «А надменные потомки, известной подлостью прославленных отцов, пятою рабскою поправшие обломки, игрою счастия обиженных родов», а последние же 16 строк были истолкованы полицией как «воззвание к революции» («И вы не смоете всей вашей черной кровью, поэта праведную кровь»). Император Николай I был просто в бешенстве, и никакие заступничества не помогли поэту, ни влиятельного Жуковского, ни тети Лермонтова, ни Одоевского и др. С квартиры на Садовой улице, где были написаны стихи, поэт отправился в ссылку на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк.
Но на Кавказе Лермонтовым была сделана серия работ, где самыми известными были: «Военно-грузинская дорога близ Мцхета» 1837 года, «Кавказский вид с верблюдами» 1837 года, «Воспоминания о Кавказе» 1838 года, «Черкес», «Портрет Муравьева».
Один из уголков посвящен возвращению Лермонтова 9 апреля 1838 года из ссылки в Лейб-гвардии гусарский полк в Петербурге. Здесь портреты однополчан, автографы, рисунки.
Отдельный раздел экспозиции посвящен пребыванию Лермонтова в Пятигорске летом 1841 года. Здесь помещены портреты участников роковых событий, изображения дома, в котором жил Столыпин и Лермонтов, и дома Верзилиных, где произошла его ссора с Мартыновым. Обратите внимание на личные вещи поэта в шкафу- там личная икона (икона Иоанна-Воина), машинка для обрезания пишущих перьев, карандаш, изъятый из кармана поэта сразу после дуэли, эполеты, бумажник и пр.
Можно видеть изображение места дуэли 15 июля 1841 года и места первоначального погребения поэта на кладбище в Пятигорске. Мрачна, нема и печальна картина Шведе «Лермонтов на смертном одре».
Зал русской литературы второй половины 19 века.
В этот период происходило становление русской реалистической литературы в жанре реалистического романа. Писатели Иван Тургенев описывал русскую реальность в ярком романе «Отцы и дети», а Иван Гончаров давал яркие характеристики своим персонажам в «Обломове». На первый план вышел городской персонаж Петербурга, терзаемый внутренними противоречиями в произведениях Федора Достоевского. Следовал Тургеневу и Яков Полонский, например в своих романах «Женитьба Атуева» и «Признания Сергея Чалыгина». Список можно продолжить творчеством Афанасия Фета, Всеволода Гаршина, Федора Тютчева…
На стене над камином можно увидеть своеобразную галерею ярких писателей того периода: Лескова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Гаршина, Писемского.. Тургеневская тема раскрыта большим количеством фотографий. Также в зале представлены рисунки писателей, многие из которых были превосходными рисовальщиками. Интересны виды тургеневских мест в акварелях и рисунках Якова Полонского. А вот, например, самого писателя Тургенева дополняет Тургенев-художник своими иллюстрациями на тему «Гамлет Щигровского уезда», «Касьян с красивой мечи», «Однодворец Овсянников». В 1930-х г.г. в Пушкинский дом переехало большая часть убранства Ивана Гончарова с квартиры на Моховой: бытовые вещи, письменный стол, сувениры с кругосветного путешествия на фрегате «Паллада».
Интересно в экспозиции воссоздан кабинет русского поэта Якова Полонского за счет передачи музею большей части его вещей наследниками Полонского в 1923 году. Среди них-прижизненные портреты поэта и его жены Жозефины Полонской работ самого художника Крамского и Кошелева. Представлены фотографии Полонского в разные периоды жизни.
Единственная в России коллекция личных вещей, связанная с жизнью Всеволода Гаршина просто уникальна. Например, досконально воссоздан кабинет писателя: рабочий стол, на котором лежит пенсне, его мундштук, портсигар, его фотографии, портрет работы Черчейста, авторские рисунки из альбомов Полонского.
Также в Литературном музее находятся фотографии Тютчева и его семьи. Изюминкой коллекции можно считать драгоценное гусиное перо со следами засохших чернил. Его музею подарил внук поэта. Остается только гадать, что было написано этим пером: то ли «Еще земли печален вид», то ли «Когда пробьет последний час природы»…
Отдельная часть музея зала связана с работой журнала «Современник», получивший «второе дыхание» с приходом в него Некрасова и Панаева.
Часть экспозиции зала связана с именем внука императора Николая I, Великого князя Константина Константиновича, который некоторое время возглавлял Императорскую Академию наук, был поэтом. Интересно. что именно Константин Константинович был инициатором создания Пушкинского дома.
Зал Серебряный век — «Мистика и реальность».
Этот зал был открыт в Пушкинском музее в 2003 году. Постоянная экспозиция как бы завершала историю русской литературы от «золотого века» к «серебряному». По замыслу авторов экспозиции, она должна была отразить духовные запросы истории на фоне страшных, роковых, трансформационных событий начала 20 века. Неудивительно, что поэты Серебряного века нередко были погружены в мистическую атмосферу литературы.
Нередко писатели собирались в салонах и на квартирах. Салон Мережковского и Гиппиус, литературные вечера у Сологуба, московские собрания Бальмонта и Брюсова. С этим «мистицизмом» сравнивалось реалистическое направление, представленное Чеховым, Куприным, Горьким, Андреевым, Буниным. В качестве концепции для устройства зала «Серебряный век» авторы экспозиции взяли за основу лекции Бориса Аверина «Реализм и мистицизм в русской литературе «Серебряного века».
В обновленной экспозиции были выставлены мемориальные столы, связанные с жизнью писателя или являвшейся его собственностью. Таким образом стол, стал как бы местом притяжения других вещей каждого конкретного писателя, главным мемориальным экспонатом. Основу таких «центров притяжения» первоначально составили личные столы таких писателей, как Сергей Есенин, Федор, Сологуб, Осип Мандельштам, Леонид Андреев, Дмитрий Мережковский.
В центральной части экспозиции расположены два комплекса, один из которых состоит из типологических предметов в стиле модерн (2 стульев, этажерки и вазы), являя собой некую модель типового характера обстановки писателей. За этим «типовым комплексом» расположены стол и шкаф, принадлежащие Осипу Мандельштаму. Поэту, погибшему в 1938 году, чьи не многочисленные сохранившиеся мемориальные вещи, представляют огромную историческую ценность.