Русский Музей на ул. Инженерной, 4

Русский музей императора Александра III находится в Михайловском дворце Санкт-Петербурга является одним крупнейших собраний русского искусства в мире. В состав Русского Музея входят: сам Михайловский дворец с корпусом Бенуа, Инженерный замок, Мраморный дворец на Миллионной ул., Строгановский дворец на Невском пр., Летний сад с Летним дворцом Петра I (а также чайным и кофейным домиком), Михайловский сад позади Михайловского дворца и домик Петра I на Петровской набережной. Количество произведений живописи, нумизматики, скульптуры, графики, народного искусства, архивов составляло на начало 2015 года 411 тысяч единиц хранения. Первым директором Русского музея (управляющим) был внук Николая I- Великий князь Георгий Михайлович.

Коллекция музея начала формироваться в 1898 году из 80 картин Зимнего дворца, 95 картин Александровского и Гатчинского дворцов, 122 картин Академии художеств и приобретений из частных собраний. Самыми крупными частными поставщиками картин были дипломат и князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский и княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Таким образом, непосредственно к открытию Русского музея собралось 111 скульптур, 445 картин, 981 графический рисунок, акварель и около 5 тыс. икон и изделий прикладного искусства. Основная часть акварелей и рисунков поступила от Тенишевой.

Самый быстрый рост коллекции музея произошел в период 1917-1927 г.г. за счет деятельности Гос. музейного фонда, который распределял между музеями экспроприированные во дворцах произведения искусства. Часть произведений искусства (400 картин) в период 1924-1926 г.г. целевым образом были переданы в Русский музей из Академии художеств и музея Гос. института художественной культуры. Таким образом, к 1925 году здесь было собрано уже около 3,7 тысяч картин.

Одна из самых полных коллекций картин в Русском музее является коллекция изобразительного искусства 18 и первой половины 19 веков. Самыми яркими художниками этого периода с их выдающимися полотнами в собрании Русского Музея являются: живописец-литограф» Алексей Венецианов. Из работ в Русском музее: «Гумно», «Жнецы», «Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Девушка в платке», «Крестьянка Тверской губернии» и мн. Обращает на себя внимание всемирно известный русский маринист Иван Айвазовский (54 картины в Русском музее). Известные выставленные работы в музее: «Волна», «Бриг Меркурий», «Девятый вал», «Вид Константинополя», «Русская эскадра на севастопольском рейде», «Вид Одессы в лунную ночь» и др.

Другими яркими представителями этого периода являются:

  • Алмаз в художественной династии Брюлловых, живописец Карл Брюллов. Из самых популярных работ в Русском музее: «Последний день Помпеи», «Распятие», «Портрет сестер Шишмаревых», «Смерть Инессы де Кастро», «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и др. Крупноформатная (4,5 на 6,5 метров) картина «Последний день Помпеи» посвящена природной катастрофе извержения вулкана Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры в древнеримском городе Помпее, недалеко от Неаполя. Заказчиком полотна выступил младший сын крупного промышленника Николая Никитича Демидова- Анатолий Николаевич Демидов. Работа создавалась в Риме в период 1827-1833 г.г. и сразу после ее написания работа отправилась на выставки и Италии и Франции, получая там золотые медали. В 1834 года работа была привезена в Санкт-Петербург, где была подарена Демидовым императору Николаю I.

Интересно творчество:

  • Рисовальщик-миниатюрист Владимир Боровиковский. Известные широкой публике работы: «Портрет Муртазы Кули-Хана», «Портрет Лобановых Ростовских», «Портрет Е.Н.Арсеньевой», «Портрет Великой княгини Александры Павловны» и др.
  • Живописец, религиозный монументалист Федор Бруни. Из популярных работ в Русском музее: «Медный змий», «Смерть Камиллы, сестры Горация», «Вакханка, поящая Амура», «Мадонна с ребенком» и др. Работу Федора Бруни «Медный змий», как и работы Карла Брюллова «Последний день Помпеи» называли колоссами русской живописи. Размер картины составляет 5,65 х 8,52 метра, площадь поверхности 48м2,  а вес около 70 кг. Бруни работал над картиной в Риме, с 1827 по 1841 г.г. В качестве сюжета художник взял историю из Ветхого Завета, когда иудейский народ после многих лет скитаний по каменной пустыне стал роптать от трудностей скитания и стал терять веру не только в своего вождя пророка Моисея, но и в свое дело. За непреверженность вере в условиях испытаний Богом было послано наказание в виде дождя из ядовитых змей. Медный змий был выставлен для спасения от смертельных укусов.

Живописец и последний крупный представитель русского классицизма Александр Иванов. Самые известные работы в Русском музее: «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения», «Беллерофонт отправляется в поход против химеры», «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» и др. На картине «»Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» представлен евангельский сюжет, когда Мария Магдалина первая увидела Христа после его Воскрешения, и Он сказал ей : «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу моему». По мнению искусствоведа Михаила Алпатова полотно является «типичным произведением академического классицизма», где художнику удалось добиться «такого величия, какого не знали академисты», а в обеих изображенных фигурах «заключено столь величавое достоинство, которое свойственно скорее героям классической трагедии, чем персонажам евангельской легенды». Картина была написана в Италии, в период 1833-1834 г.г., поездка в Италию Иванова была организована на средства Общества поощрения художников.

На картине Алексея Саврасова «Вот и прилетели грачи» изображена весна, как время возрождения и перерождения. Свое самое жизнеутверждающее произведение художник написал в самые тяжелые времена своей жизни: у художника была страшная депрессия, ему угрожают увольнением из Академии художеств, его уже лишили казенной квартиры, он с женой и детьми оказывается на цулице, совершенно лишенный средств к существованию. В семье в это время умирает четвертый ребенок, жена серьезно заболевает и прикована к постели, сам художник находится на грани страшного запоя.. Спасательным кругом для художника становится меценат Павел Третьяков, который заказывает Саврасову серию зимних пейзажей и платит ему вперед. Саврасов уезжает на серию пленеров в среднюю полосу России. В одной из маленьких деревенек под Костромой он натыкается на удивительное место рядом с церквушкой, где на деревьях уже обосновались грачи.. Именно здесь он вздыхает полной грудью найдя свой прекрасный образ, пейзаж, который служит мощной аллегорией того, что из самой грязной почвы может вырасти прекраснейший цветов..

Одной из ярчайших картин мастера фольклорной и исторической живописи Виктора Васнецова является работа «Витязь на распутье». Это была одна из главных работ художника, ее сюжет даже воспроизведен на надгробии художника на Введенском кладбище в Москве. У знаменитой картины есть несколько вариантов, например, на одном из них, витязь повернут лицом к зрителю. Но все же основным вариантом, который был написан в 1882 году стал витязь повернутый спиной к зрителю. Окончательный вариант был написал по заказу яркого представителя купеческой династии Мамонтовых -Саввы Ивановича Мамонтов. Васнецов писал в письме к Стасову, что надписи на камне соответствует былинным текстам — «Как пряму ехать — живу не бывати — нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному. Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти». Интересно, что видна только надпись про проезд прямо, остальные надписи на камне не видны, так как художник спрятал их под мох и частично «стер».

Картина художника Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году. За нее автор получил звание художника первой степени, золотую медаль и поездку за границу. Сюжетом к картине стала библейская история, когда глава синагоги Иаир пришел к Иисусу с мольбой о помощи. Его единственная дочь умирала. Но просьба о помощи была прервана ужасной вестью о смерти девушки. Но Иисус отправился в дом Иаира, чтобы явить чудо Господне и воскресить умершую девушку. На картине Репина изображен именно тот момент, когда Иисус подходит к кровати дочери Иаира. Гладя на картину, душа наполняется чувством безмерной свободы и ожидания чуда, которое произойдет «буквально сейчас». Светильник освещает левую половину картины, большая часть помещения погружена в мрачно-тревожную атмосферу, правая сторона комнаты затемнена, откуда выступают скорбящие лица… Свет выхватывает лик Спасителя, ложе и бледно-белое лицо усопшей. Игра светом вкупе с тайным смыслом происходящего роднит Репина с Рембрантом, излюбленным приемом которого было направление света в соответствии с сюжетом и замыслом его картин. Историки утверждают, что трагические лица писались Репиным из воспоминаний о личной трагедии, когда родители художника оплакивали его сестру, скоропостижно ушедшую из жизни. Картина полна необычайной силы, все в ней дышит сдержанностью жестов, демонстрацией силы человеческого духа. Академическая строгость наполнена благородством цветовых взаимодействий и сдержанностью жестов- Иисус держит умершую девушку за руку, лицо его спокойно. Он готов явить чудо воскрешения.

Картину «Белорус» Илья Репин написал в 1892 году. На картине изображен крестьянин Сидор Шавров. Внешность простого человека просто излучает искренность, внутреннюю свободу и жизнелюбие. Открытое и доброе лицо персонажа вызывает к нему чувство симпатии.  Художник мастерски нарисовал целую гамму чувств на лице Сидора Шаврова. Здесь и легчайшая ирония, и едва уловимая насмешка, и внимательные изучающие глаза, и приподнятые в легком удивлении брови..

Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе в бедной семье грека-сапожника. В возрасте 23 лет стал учиться в художественных мастерских у Айвазовского. На жизнь зарабатывал ретушированием в фотоателье. В 52 года стал преподавателем в Высшей художественной школе при Академии художеств в звании профессора, а через 2 года стал руководить здесь мастерской пейзажной живописи. Среди самых известных картин Куинджи в Русском музее : «Ладожское озеро», «Лодки на море. Крым», «Лунная ночь на Днепре», «Горный склон. Крым», «Ай-Петри. Крым», «Волна», «Закат», «Море. Крым». Последняя картина интересна своей цветовой палитрой. На переднем плане Куинджи изобразил сушу в виде скалы, которая переходит в высокий обрыв. При этом центральное место картины отведено морю, поверхность которого спокойна, без волн. Зритель невольно ощущает стоящем себя на берегу осознавая масштабность мира. Предстающее взору небо словно старается быть похожим на море, которое по ярко-синим оттенкам кажется удивительно чистым, с насыщенной прозрачной водой. Полупрозрачные облака наполнены призрачными парусниками-странниками. Автор подчеркнул, что на горизонте виднеется дымка как знак того, что погода жаркая, а сам воздух изображен так, что ощущается его присутствие и объем.

Другой потрясающей картиной Куинджи является картина «Радуга». Представьте, что над ней автор работал с 1900 по 1905 г.г.! Простой уголок природы в виде дороги в широкой степи художник изображает в идеальном виде, передавая ощущение свежести, омытой дождем земли. Над равниной изумрудно-зеленого цвета между оставшихся после ливневого дождя туч вспыхивает прекрасная по красоте радуга, создающее удивительное настроение воодушевления, вера, восторга. Сочетание ярких красок и их мастерское использование передают иллюзию глубины воздушной среды и величественности неба..

Очень обращает на себя внимание картина Василия Смирнова «Смерть Нерона». Римский император из династии Юлиев-Клавдиев, консулярный трибун, принцепс сената, пятикратный ординарный консул, Великий понтифик, «отец отечества», кровожадный тиран-диктатор, устроивший самые масштабные гонения на христиан и казнь апостолов Петра и Павла, управлявший огромными материальными и военными ресурсами, …  изображен в картине просто как лежащий человек, из головы которого вытекает кровь. Рядом стоят люди, равнодушно наблюдающие за лежащим телом. Да, сейчас это просто неподвижное тело Нерона, лишенное всяких признаков жизни.  Оттеняет безвольного Нерона фигура Альты, его наложницы, не испытывающей к лежащему человеку абсолютно никаких чувств и взирающая на него сверху вниз. Бесформенное мертвое тело бывшего императора контрастирует со скульптурой в левом углу «мальчика, играющего с гусем». Кажется, что эта композиция прямо сейчас должна ожить, в ближайшее мгновение мальчик сдвинется с места. Картина была написана в 1888 году в Риме. Когда она была привезена в Санкт-Петербург, 30-летнему художнику было присвоено звание академика исторической живописи. Через 2 года молодой художник умер от чахотки.

Иван Иванович Шишкин уже при жизни прославился как непревзойденный мастер пейзажа. Многие меценаты-коллекционеры заказывали Шишкину станковые рисунки для своих частных собраний. Постоянными заказчиками художника были Терещенко и Третьяков. Шишкин рисовал в разных техниках, например,  прекрасно владел графитным карандашом, а пером, кистью и углем художник владел просто виртуозно. Русский музей обладает большим количеством работ художника, в нем около 1400 листов рабочего материала, и работы карандашом и конечно же работы маслом на холсте. Очень яркими работами Шишкина в Русском музее являются: «Камни в лесу. Валаам», «Вид на острове Валааме», «Вид в окрестностях Петербурга», «В мастерской на острове Валаам», «Дубы», «Буковый лес в Швейцарии». Картина Шишкина «Лесная глушь» была написана в 1872 году.

Художника-передвижника Николая Ярошенко современники называли «совестью художников». В 20-летнем возрасте занимался у Волкова, а также учился у Крамского в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Жил и работал на 2 города: Петербург и Кисловодск. Очень много ездил по России и создал просто «энциклопедию образов», участвовал в передвижных художественных выставках. В Русском музее представлены работы мастера: «Портрет Крамского», «Курсистка», «Портрет Н.Н.Ге», «Эльбрус в облаках». Картина «В теплых краях» была написана в Кисловодске в 1890 году. Моделью для картины стала жена Черткова (сподвижника Льва Толстого) и сокурсница жены Ярошенко -Анна Дидерикс.

Во время Великой отечественной войны 3\4 коллекции Русского музея было эвакуировано в Пермь. Другую часть коллекции укрыли в подвалах зданий. После войны, торжественное открытие состоялось 9 мая 1946 года на 1 этаже, а через 5 месяцев на 2 этаже Михайловского дворца.

Очень интересны картины музея на библейские темы. Очень выразительна картина «Саул у Аэндорской волшебницы» работы Николая Николаевича Ге. В картине рассказывается о просьбе царя Саула к колдунье из Аэндора вызвать дух покойного пророка Самуила накануне решающей битвы. Художник Николай Ге ярко изобразил явившийся таинственный образ, но предоставил зрителю судить о том, кто же это: страшный демон, дух пророка, или просто видение… В другой бесценной картине Николая Ге «Тайная вечеря» можно увидеть, что художник наделил персонажей человеческими эмоциями: опечаленный Христос и апостолы пребывающие во власти гнева и удивления, с грустью понимающие слова Христа Петр и Иоанн. Интересно изображена фигура Иуды, вставшего против света и являющего собой смертную тень… В картине Ильи Репина Николай Мирликийский-Чудотворец в образе старца останавливает казнь трех невинно осужденных… Очень образна картина Василия Поленова «Иисус и грешница», где сын Бога изображен спокойно сидящим с апостолами на ступенях и взирающим на агрессивную толпу, приведшую к нему на «расправу» блудницу.

Очень интересны картины на исторические темы: картина художника Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», картина Вячеслава Шварца «Шествие на осляти Алексея Михайловича» и его же картина «Вьезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву».

В Русском музее находится также крупное собрание скульптуры 18-начала 20 веков. Это собрание начало формироваться в 1897 году, когда началось перемещение ценных экспонатов из Академии художеств и Эрмитажа в Русский музей, а также поступления из частных коллекций. До революции 1917 года коллекция скульптуры Русского музея насчитывала 184 единицы. Сейчас эта цифра составляет около 2 тысяч произведений скульптуры.