English English Русский Русский
English English Русский Русский

Собрание знаменитых икон в Русском Музее на 2 этаже

В Русском Музее находятся картины, составляющие огромную, культурную ценность. Среди них: «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова,  «Витязь на распутье» Васнецова, «Девятый вал» Айвазовского, «Лунная ночь на Днепре» и «Радуга» Куинджи, «Бурлаки на Волге» и ««Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Репина, «Фрина на празднике Посейдона» Семирадского, «Корабельная роща» и «Мордвиновские дубы» Шишкина, «Летящий демон» Врубеля, «Шипка-Шейново» и «У дверей мечети» Верещагина.

Но такие картины непросто оценить с точки зрения их значимости, потому что они часто понятны по сюжету, а значит как кажется наблюдателю, и по замыслу. Эти картины можно часто встретить в пособиях и учебниках. Кроме того, нередко утрачены первоначальные краски картины, составляющие ее уникальное восприятие. Например, «Лунную ночь на Днепре» — работа, которая произвела настоящий фурор стараниями великого князя Константина Константиновича, который купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой на яхте. Из-за постоянной влажности в течение 2 лет картина потеряла свою первоначальную сочность и яркость. Хотя еще недвано на выставках многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах…

Я не уменьшаю значения всех этих картин, я хочу обратить внимание на другой формат посещения Русского Музея.

Я хочу обратить внимание зрителей на коллекцию икон, расположенную в 4 залах на 2-ом этаже Русского Музея. Это древние иконы, составляющие, без преувеличения, ярчайший цвет национального культурного богатства России. В экспозиции представлены различные иконописные школы – московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи. Это духовные свидетели людских судеб, иконы за многие столетия вобравшие в себя помыслы, чувства, чаяния, духовные надежды, поиски и страдания тысяч людей, приходивших к ним в храмы. Все они несут в себе чудодейственные свойства, позволяющие человеку, обратившемуся к ним встать выше своих чувств и приблизиться ближе к самому прекрасному.. Эти иконы сохранились… И вы можете увидеть их сразу в одном месте, узнать какие исторические и духовные события связаны с каждой иконой..

32 иконы, непорочной чистоты, огромной духовной силы, непревзойденного художественного исполнения и светлого замысла, выполненного людьми, которые посвятили всю свою жизнь тому, чтобы получить возможность их написать… Среди них Андрей Рублев, Никифор Георгиев, Дионисий, Симон Ушаков, Семён Спиридонов Холмогорец, неизвестные авторы. Друзья, если у вас нет настроя посвятить некоторое количество времени прочтению про каждую икону — я очень советую хотя бы взять аудиогид, который расскажет про каждую икону вкратце.

Иконы в зале №1

  • «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»)
  • «Богоматерь Белозерская»
  • «Борис и Глеб»
  • «Иоанн Предтеча» Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395
  • «Петр и Павел»
  • «Пророк Самуил»

Иконы в зале №2

  • «Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород)
  • «Димитрий Солунский» Вторая четверть XV века Псков
  • «Архангел Гавриил, из деисусного чина»
  • «Святой Николай Чудотворец с житием»
  • «Апостол Пётр». Вторая половина XV в. Новгородская школа
  • «Архангел Гавриил». Первая половина XVв. Псков
  • Царские врата с изобр. Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород
  • «Введение во храм»
  • «Сошествие во ад». Конец XIV в. Новгород
  • Четырёхчастная икона «Воскрешение Лазаря», «Троица», «Сретение», «Иоанн Богослов и Прохор». Начало XV в. Новгород
  • «Сошествие во ад». Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.

Иконы в зале №3

  • «Апостол Павел» (около 1408) и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире, Андрей Рублев»
  • Спас Ярое Око»
  • «Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст» 1502 г
  • Св.Николай и св.Георгий

Иконы в зале №4

  • «Богоматерь Одигитрия» (1502–1503)
  • «Троица ветхозаветная» Симон Ушаков (1691))
  • «Спас в Силах» из деисусного чина
  • «Вознесение Господне»
  • Икона «Успения Богородицы»
  • Икона «Рождества Христова»
  • «Коронование Богоматери». Никифор Георгиев. 1733 г
  • «Сошествие во ад»
  • «Спас на престоле». Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль
  • «Покров Богородицы»
  • «Архангел Михаил» из деисусного чина