Хочу обратить ваше внимание на коллекцию икон, расположенную в 4 залах на 2-ом этаже Русского Музея. Это древние иконы, составляющие, без преувеличения, ярчайший пласт духовного богатства России. В экспозиции представлены различные иконописные школы – московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи. Это духовные свидетели людских судеб, иконы за многие столетия вобравшие в себя помыслы, чувства, чаяния, духовные надежды, поиски и страдания десятков тысяч людей, приходивших к ним в храмы. И вы можете увидеть их сразу в одном месте, узнать какие исторические события связаны с каждой иконой.. Всего 32 иконы, непорочной чистоты, огромной духовной силы, непревзойденного художественного исполнения и светлого замысла, выполненного людьми, которые посвятили всю свою жизнь тому, чтобы получить возможность их написать… Среди них Андрей Рублев, Никифор Георгиев, Дионисий, Симон Ушаков, Семён Спиридонов Холмогорец и неизвестные авторы.
Иконы в зале №1 (древнейшие иконы)
— «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»), XII век, Новгород
— «Богоматерь Белозерская», из собора Василия Великого в Белозерске, XI век
— «Борис и Глеб», XIV век
— «Иоанн Предтеча» Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395 г.г.
— «Петр и Павел» из Воскресенской церкви Белозерска, XIII век
— «Пророк Самуил», начало XII века
Иконы в зале №2 (иконы древнего Новгорода и Пскова)
- «Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород)
- «Димитрий Солунский» Вторая четверть XV века Псков
- «Архангел Гавриил, из деисусного чина»
- Святой Николай Чудотворец с житием в 16 клеймах, начало XIV века
- «Апостол Пётр». Вторая половина XV в. Новгородская школа
- «Архангел Гавриил». Первая половина XVв. Псков
- Царские врата с изображением Благовещения и двух святителей, 1475, Новгород
- «Введение во храм», конец XIV века
- «Сошествие во ад». Конец XIV в. Новгород
- Четырёхчастная икона «Воскрешение Лазаря», «Троица», «Сретение», «Иоанн Богослов и Прохор», начало XV в. Новгород
- «Сошествие во ад», Дионисий и мастерская, около 1502
Иконы в зале №3 (Андрей Рублев)
- «Апостол Павел» (около 1408) и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире, Андрей Рублев
- Спас Ярое Око», начало XIV века
- «Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст» Дионисий и мастерская, 1502
- Святой Николай Чудотворец с житием, в 16 клеймах, начало XIV века
- Святой Георгий Победоносец, конец XIV века
- Архангел Гавриил из деисусного чина, около 1502
- Крещение, Андрей Рублев и мастерская, 1408
Иконы в зале №4 (иконы XVI-XVII веков, Дионисий, Симон Ушаков, тверские иконы, строгановские письма)
— «Богоматерь Одигитрия», 1502–1503г.г.
— «Троица ветхозаветная» Симон Ушаков, 1691
— «Спас в Силах» из деисусного чина
— «Вознесение Господне»
— Икона «Успения Богородицы»
— Икона «Рождества Христова»
— «Коронование Богоматери». Никифор Георгиев. 1733 г
— «Сошествие во ад»
— «Спас на престоле». Семён Спиридонов Холмогорец, около 1682 г., Ярославль
— «Покров Богородицы»
— «Архангел Михаил» из деисусного чина