Читая биографию Оскара Рудольфовича Мунца, полную интересных событий, полную трудовых свершений, трудно поверить, что свою жизнь этот яркий человек закончил в Рождество, 7 января 1942 года в братской могиле профессоров Академии Художеств.. Печальна была участь и профессоров и простых людей во время блокады Ленинграда. Оскар Рудольфович умер от голода в родных стенах академии, где преподавал более 3 десятилетий в качестве профессора архитектурного факультета.
Родился Оскар Мунц в 1871 году в Одессе в семье дипломата. Его отец был генеральным консулом Нидерландов. В возрасте 12 лет молодой человек уже обучался в Одесском Реальном училище и спустя год был награжден знаком «За отличные успехи в черчении и рисовании». В возрасте 18 лет Оскар уже поступил в Одесскую рисовальную школу Общества изящных искусств. А после ее блестящего окончания и «принимая во внимание блестящие способности в области изобразительного искусства» был принят в Императорскую Академию художеств без экзаменов единогласным решением руководства. Императорская Академия художеств находилась в Санкт-Петербурге, поэтому в возрасте 19 лет Оскар переехал туда. Через 4 года, в 1893 году Оскар Мунц, фактически являясь подданным Нидерландов изъявляет желание стать российским подданным. В этом же году он получает российское подданство. В возрасте 25 лет Оскар оканчивает Высшее художественное училище при Академии художеств с золотой медалью. В мастерской своего наставника Леонтия Бенуа, в его лице обрел и друга и товарища. Там же возникли крепкие дружеские связи с одногруппниками — графиком Борисом Николаевым, известным русским зодчим Владимиром Покровским, архитектором Иваном Фоминым. Во время 2-летней рабочей стажировки в Австрии, Германии, Италии и Франции Оскар Мунц изучал работы Лоренцо Рубини, оформлявшего «Зал Бернардо» Палаццо дель Капитанито и Огюстена Пажу, -одного из из основных парижских ваятелей, мастера декоративной пластики. Практические работы в этот период 1897-1898 г.г. проходили под руководством архитектора Эдуарда Ниермана.
Вернувшись из рабочей стажировки по Европе, Оскар Мунц сразу начал работу в мастерской Леонития Бенуа. Также имел дружеские рабочие отношения с мастерскими петербургского архитектора эпохи модерна, знаменитого академика Александра Ивановича фон Гогена и архитектора периода историзма, академика Иеронима Китнера. В 1902-1903 г.г. по приглашению Леонтия Бенуа Оскар Мунц участвует в архитектурном оформлении фойе Эрмитажного театра. В этот период начинается стремительный взлет в карьере.
В 1905-1907 г.г. Мунц работал над созданием интерьеров особняка баронессы Гинцбург на ул. Миллионной, 14.
В этот же период им же создавались интерьеры внутри Екатерининского общественного собрания на набережной канала Грибоедова 88-90. В этот же период Мунц начал преподавать в общем архитектурном классе Высшего Художественного училища при Академии художеств, а немного позже также в Ксенинском институте, в Институте на архитектурных курсах Багаевой и на Женских политехнических курсах.
Начав работать самостоятельно, Мунц побывал во многих городах России с рабочими поездками. Интересны его работы: доходный дом на Нарвской площади, где строгие линии позднего модерна соединены со стилизацией на русские темы; дача Завадского в Финляндии, Здание Русско-Азиатского банка в Гомеле, Здание Русско-Азиатского банка в Харькове, Московский Императорский почтамт…
Особо интересны воплощенные Оскаром Рудольфовичем промышленные объекты в Петербурге: промышленное здание фабрики «Скороход». В Волхове — строительство (закончено в 1926 году) Главной понижающей подстанции Волховской ГЭС.
В конце 20-х годов Оскар Рудольфович работал над проектом памятника Колумбу в Санто-Доминго, где его проект представлял собой башню маяка на лестничном постаменте, а в основании высотной части было здание со стрельчатой аркой и галереей, напоминающей капеллу. Это был интереснейший проект, но архитектор из СССР «не должен был победить» в таком конкурсе, им стал британец Джон Глив, создав что-то вроде индейской пирамиды.
Надо сказать, что Оскар Рудольфович Мунц постоянно участвовал в архитектурных конкурсах на протяжении всей жизни. Например, в конкурсе по проектированию церкви Св.Николая Чудотворца на Б.Сампсониевском пр.,65, церкви Иоанна Крестителя в тверском городе Кашине, здании Николаевского (Московского) вокзала в Петербурге и застройке знаменитого Тучкова буяна, здания банка на Михайловской площади (пл. Искусств).
В Украине Мунц воплотил проект дома правительства в Харькове в соавторстве с архитектором Дмитриевым и Данини (в наши дни северный корпус Харьковского университета), в Азербайджане- проект Дома Правительства в Баку в соавторстве с Рудневым и Ткаченко, в Ленинградской области работал над генеральным планом города Кировска, в Мурманской области создал генеральный план города Хибиногорска (Кировск). Другие осуществленные проекты Оскара Рудольфовича в Петербурге были: школа на Б.Зеленина, 30, школа на Б.Монетной, жилые дома на Троицком Поле и на Московском проспекте, 155, больница на правом берегу Невы.
В 1930-1933 г.г. Мунц работал архитектором треста «Апатит», а с 1933 года руководителем мастерской Ленпроекта. В 1939 году Оскар Рудольфович Мунц получил степень доктора архитектуры.
Отказавшись от эвакуации во время начала войны, Оскар Рудольфович Мунц продолжал работать над проектами в родной Академии Художеств. Одним из рабочих проектов этого периода был проект дома-бомбоубежища… Зима 1941\1942 годов была самая тяжелая.. Оскар Рудольфович Мунц умер в стационаре больницы при Академии художеств от дистрофии.