Блокадная тяговая подстанция №11 на наб.реки Фонтанки 3а

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Блокадная тяговая подстанция №11 на наб.реки Фонтанки 3а-необычное сооружение в стиле конструктивизма и пример супрематической архитектуры Ленинграда. Однако главное в судьбе этого здания было не форма.  Эта подстанция №11 вместе с еще 2 подстанциями (№15 и №20), получая с ГЭС «Красный Октябрь» напряжение, стали давать 8 марта 1942 года электрический ток в сеть и обеспечили возможность движения в центре города и на Выборгской стороне. Речь идет о трамвае, который был единственным видом городского транспорта. Трамваи доставляли людей и грузы в самые опасные районы у линии фронта (например Кировский район). Трамваи развозили и продукты и медикаменты. В декабре 1941 года с началом блокады движение трамваев стало еле заметным и в январе 1942 года полностью прекратилось с остановкой подачи электричества. Десятки трамваев стояли неподвижно на улицах. Если людям приходилось передвигаться по городу на значительные расстояния это становилось для них настоящим испытанием. Некоторые люди замерзали и умирали на морозе от усталости, голода прямо на улице. Но 8 марта 1942 года по Ленинграду пошли грузовые трамваи, которые служили транспортом для очистки города от снега, мусора и нечистот. А спустя месяц открылось пассажирское движение, что стало настоящим, долгожданным событием для жителей, которые уже стали относиться к трамваю как к одушевленному, родному существу.