English English Русский Русский
English English Русский Русский

Мемориальная доска подвигу трамвайщиков на Б.Посадской 24

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Памятная доска посвящена славному подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда.
Когда Ленинград был взят в блокадное кольцо, это произошло в сентябре 1941 года, то транспортная инфраструктура оказалась в тяжелом положении. Грузовики, машины, автобусы- практически весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт. Для оставшихся 2,5 миллионов жителей Ленинграда единственным способом передвижения по городу стал трамвай.
Но трамваи также были задействованы по поручению Военного Совета фронта для перевозки военной техники, оборудования, снарядов, воинских подразделений, а также раненных. Раненных перевозили по вновь уложенным путям в больницы имени Нечаева, имени Эрисмана и имени Мечникова. Спустя 2 месяца после начала блокады, в конце ноября 1941 года положение с перевозками с ухудшилось из-за больших перебоев с электроснабжением. Это закончилось тем, что 8 декабря 1941 года весь электрический транспорт в городе встал. Не работало даже радио, и было невозможно узнать сколько времени… Единственным способом куда-то добраться было просто передвижение своим ходом. Но представьте как это было тяжело, если идти надо было в другой район, в страшный мороз, голодным. Для многих людей такие передвижения стали последними, люди просто замерзали на 30-градусном морозе от истощения и полного упадка сил. Даниил Гранин и Алесь Адамович в своей «Блокадной книге» писали про эти страшные дни: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног. Не временем, как раньше, — а шагами. Иногда количеством шагов». Такое страшное положение продолжалось около 4 месяцев. На восстановление движения и электроснабжения были брошены все последние силы. Очень самоотверженно вели себя сотрудники трамвайно-троллейбусного управления и рядовые электрики. В итоге было восстановлено 150 километров контактной сети, и 8 марта 1942 возобновилось грузовое сообщение, а 15 апреля 1942 года возобновилось пассажирское движение по 5 маршрутам, по которым отправились 320 вагонов.
Писатель Николай Тихонов про это событие сказал так: «Весну 1942 года в городе «делали» не ласточки, а трамваи. Трамвай стал символом возвращения к прежней жизни».