«Камеронова галерея», «Янтарная комната», Лицей, пирамида и Екатериненский парк в Пушкине

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Екатерининский парк состоит из 2 частей: пейзажного Английского парка и регулярного Старого (Голландского) сада, основанного, по преданию, самим Петром I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» русский писатель и журналист Павел Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи. В результате голландские мастера садово-паркового дела Роозен и Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на 3 уступах перед царицыным дворцом. На третьем уступе в это же время были устроены Зеркальные пруды. На на речке же Вангазе, стекавшей с холма, — еще 2 пруда: Мельничный, вошедший в систему Каскадных прудов и Верхний (Большой). В середине XVIII века Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору; Большой пруд с расположенным на острове увеселительным павильоном (люстгаузом) был обведен аллеями. Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. В это же время вокруг Большого пруда, под руководством архитектора Неелова был разбит пейзажный «английский сад».

Двухэтажное сооружение в качестве составной части ансамбля «Агатового павильона», Холодных бань, Пандуса и Висячего сада «Камеронова галерея» представляет собой настоящий шедевр искусства архитектуры. Свое название галерея получила 1885 году, когда историк искусства и библиограф Петров в одной из статей в журнале «Зодчий» назвал «Камероновой галереей» это выдающееся сооружение. Императрица Екатерина II получила написанную шотландским архитектором Камероном книгу «Термы римлян» и дала наказ своим агентам в Европе заключить контракт с Камероном для строительства «римских бань» в Царском Селе. Камерон получил приглашение приехать в Россию в 1779 году. Приехавший в Россию в этом же году Камерон должен был воплотить замысел императрицы-создать собирательный образ из греческих и римских шедевров архитектуры.

В 1780 году Камерон стал возводить двухэтажный корпус с Холодными банями на 1 этаже, на 2 этаже парадными помещениями — Агатовыми комнатами, выстроенными в новом, невиданном ранее «помпеянском стиле», богато отделанными яшмой, мрамором, агатом и позолоченной бронзой. Овальная лоджия-вестибюль служила неким проходом в Висячий сад, устроенный на уровне 2 этажа. От Висячего сада под прямым углом к Большому дворцу, построенному ранее в «барочном» стиле Бартоломео Растрелли на высоком цокольном этаже возвышалась протяжённая галерея-колоннада, вознесенная на подиум, стилизованный под древнеримскую руину. Обрамляющая галерею колоннада состояла из 44 колонн ионического ордера, который Камерон повторил из ордера Эрехтейона афинского Акрополя с необычно высокой, стройной капителью. Опоясанный колоннадой остеклённый павильон, в сущности, представлял собой легкую постройку на возвышенности, позволяющую обозревать окрестности и по которому очень любила прогуливаться Екатерина II и любоваться ею любимым царскосельским прудом и пейзажным «английским» парком. В «стеклянной зале» галереи проводили парадные обеды, причем лестницу восточного фасада Камерон пристроил в 1788 году, а специально для немного располневшей императрицы архитектор пристроил пологий пандус, который соединялся с «висячим садом». На лестнице были установлены отлитые в литейной мастерской Академии художеств бронзовые реплики античных статуй Флоры Фарнезских и Геркулеса. Вдоль колоннады 2 этажа расставлены бюсты «великих людей древности», составленные «по списку» самой императрицей: римских императоров-Германика, Гая Юлия Цезаря, Марка Аврелия, Адриана, Септимия Севера, Антиноя, античных богов и героев- Минервы, Аполлона, Вакха, Ареса, Геракла, а также портреты философов: Сократа, Платона, Гераклита Эфесского, Геродота, Демосфена, Эпикура, Софокла, Феокрита, Овидия, Михаила Ломоносова.

Пандус также построен по проекту Камерона в 1780—1787г.г. Опирается пандус на 7 постепенно понижающихся арочных сводов, замковые камни которых украшены изображениями включенными в общую архитектурную среду-Геры, Марса, Зевса, Меркурия, Минервы и Диониса. На парапетах пандуса статуи муз и богов: Каллиопы, Евтерпы, Талии, Мельпомены, Полигимнии, Терпсихоры, Урании и Эрато, Венеры Каллипиги, Флоры и Меркурия. После смерти матери Павел I вывез в Михайловский замок для украшения 2 огромные бронзовые вазы, статуи с пандуса и огромные фигуры Геркулеса и Флоры. При императоре Александре I вазы вернули на место.
Висячий сад — один из двух сохранившихся висячих садов в России — был разбит в 1792—1794 годах садовым мастером Джоном Бушем, имевшим изначально значительно меньшую площадь и иную форму, и расширенным 5 годами позже. Бюсты висячего сада изготовлены в 1826 году архитектором Василием Стасовым — итальянские копии с оригиналов II века до н.э.
Интересно, что южный угол Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединённый с Висячим садом, представляет полуоткрытую Зеркальную площадку: архитектурное оформление её как в зеркальном отражении повторяет Камеронову галерею — каннелированные колонны ионического ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная площадка соединялась дверью непосредственно с покоями Екатерины II.
Терраса в самом начале была задумана как основание для небольшого Висячего сада, расположенного на уровне 2 этажа, поэтому здесь были посажены сирень, яблони, жасмин и розы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы. Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из камня, добывавшегося на острове Эзель. Работа производилась под руководством иностранного мастера Эстерейха.

Пирамида не высокая, расположена довольно близко к ограде парка в тихом и уединенном месте. По слухам пирамиду воздвигли по указанию императрицы Екатерины Великой на том месте, где похоронены ее любимые собаки: Том-Андерсон, Дюшес и Земира.