В 1899 году уже прославленный художник Илья Ефимович Репин купил земельный участок на имя своей супруги, писательницы Натальи Борисовны Нордман. Этот период жизни художника можно назвать очень активным, потому что Репин в этот период являлся профессором и ректором Академии Художеств. Человеку с большим кругом общения нужна была усадьба в ближайших окрестностях Санкт-Петербурга. Участок площадью 2 га автор «Бурлаков на Волге», «Крестного хода» и «Заседания государственного совета» и др. шедевров решил превратить в большое творческое пространство в условиях естественной среды. Например, Илья Ефимович, поручил сразу вырыть 5 прудов, которые соединялись с «Марьиной канавой», впадающей в Финский залив. Были устроены аллеи, например Аллея Пушкина, которая вела на «площадь Гомера» с ее беседкой «Храм Озириса и Изиды», выполнявшей эстрадно-концертные функции. Конечная точка аллеи Пушкина впечатляющая смотровая площадка «башня Шахерезады». Расписные ворота в усадьбу, где были по эскизам Ильи Ефимовича изображены римские боги-хранители, оберегающие домашний уют создали в итоге концепцию всего названия усадьбы — «Пенаты».
Настоящим шедевром усадьбы является дом Репина с мастерскими. Этот уникальный, добротный дом начал строиться по эскизам Репина в самом начале ХХ века, обрастая стеклянными шатрами, башнями, балконами, флюгерами. К 1908 году в Пенатах было уже 3 дома: дом художника Репина, его сына Юрия и дом местного финна. Начиная строить усадьбу с домами супруги (Репин и Нордман) уже понимали, что в случае их смерти дом хозяина в итоге должен был стать собственностью Академии Художеств (со статусом музея Репина).
Аутентичная и комфортная обстановка дома с ее скульптурными и художественными мастерскими привлекала сюда не только добрых соседей. Частыми гостями дома были писатели Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Короленко, Максим Горький, Леонид Андреев, поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, композиторы Александр Глазунов, Анатолий Лядов, Милий Балакирев, а также люди других толков, например революционер-историк Николай Морозов.
Для Ильи Ефимовича Репина с начала ХХ века усадьба стала постоянным местом жительства, прожив здесь 30 лет, до 1930 года. Красивая, уединенная могила художника расположена здесь же в Пенатах на холме. После окончания советско-финской войны 1939-1940 г.г., когда эта бывшая финская территория отошла СССР, -здесь был устроен мемориальный музей Репина. Во время Великой Отечественной войны в дом попал снаряд, что стало причиной пожара. Вещи из обстановки, артефакты, личные вещи были увезены в Академию Художеств. Эскизы художника позволили максимально точно восстановить внешний вид и убранство дома. К 1962 году легендарный дом был открыт музей-памятник культуры. Сейчас усадьба является памятником исторического наследия федерального уровня, а также наследием ЮНЕСКО. Особо ценные объекты: дом художника, могила художника и парк с его строениями.
Кабинет, как рабочее пространство Репина был сделан в виде пристройки к дому в 1911 году. На письменном столе страницы рукописей художника и книги с автографами Менделеева, Бунина, Лескова, Чехова, Андреева, Морозова, Кюи.. В этом кабинете Илья Ефимович и читал, и писал, и рисовал. На стеллажах возле окна любимые книги Репина- сочинения юриста-философа Анатолия Кони, Льва Толстого, Дмитрия Ивановича Менделеева и др. На столе стоят рамки с портретами отца, матери и 10-летнего сына Юрия. Кусок зеленого стекла, привезенный с Брянского завода использовался художником как пресс для бумаг. Очень интересен резной ларец, в котором Репин хранил 436 писем, где люди от всей души сочувствовали и сопереживали художнику в связи с актом вандализма на выставке его картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Вандал, посчитал, что исторические события сильно искажены художником и пытался испортить картину. Слева от письменного стола реплика статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик», оригинал которого находится в Эрмитаже.
В гостиной по средам собирались гости. Здесь хозяин дома собирал гостей для чтения лекций, где лекторами выступали практически все желающие, а тему можно было выбрать любую. Приходили слушать лекции все, кто был знаком с Репиным: и фермеры, и кухарки, и сидельцы, и приказчики. Дворник Василий Кипятов, например, один раз прочел лекцию о пчеловодстве. Илья Репин был всем рад, а эти посиделки называл «мини-народным университетом». Входящих сразу встречала статуя Венеры Милосской (любимая реплика Наталии Нордман). Другой яркой вещью, обращающей внимание гостей на себя был подаренный Репину певицей Александрой Молас, красивый ковер ручной работы по эскизу декоратора Андрея Гуна. В гостиной много портретов и фотографий: фото Горького с автографом, фото группы художников-передвижников, портрет Чуковского кисти Иосифа Бродского, портрет жены Репина, выполненный самим художником, портрет сына Юрия кисти Сварога. Над столиком жены художника работа «Мостик в Венеции» кисти Константина Первухина, рядом «Зимний пейзаж» кисти Скалона, ученика Репина. Товарищи-передвижники подарили Илье Ефимовичу натюрморт «Ваза с цветами», где все друзья и подписались (Маковский, Репин, Прянишников, Поленов).
Эта на 2\3 пространства стеклянная пристройка поначалу была мастерской художника. Но позже Репин переместил мастерскую в более обширное помещение на 2 этаже. Здесь Илья Ефимович написал портрет Максим Горького с его гражданской женой-красавицей Марией Андреевой. Здесь же стеклянная пристройка обросла множеством изображений диковинных зверей на стенах. Вдоль стен художник поставил ряд скульптурных работ: бюст Николая Пирогова, скульптурный портрет жены Натальи, бюст самого Репина, вылепленный легендарным Виктором Васнецовым еще в 1880 году, бюст Льва Толстого и мн.др. Поэтому некоторые посетители называли его «верандой бюстов». Позже помещение стало пространством для чаепития и устроения небольших концертов с роялем.
Факт: именно здесь в восьмиугольной стеклянной зимней веранде стоял гроб с телом Репина для того, чтобы каждый мог попрощаться с художником.
В огромной мастерской Ильи Репина на 2 этаже стены -это просто обтесанные бревна, завешанные картинами художника, коврами ручной работы, дорогими тканями. Все это создает творческую атмосферу. Возле шкафа рабочий халат, шапка, подвесная палитра и кисти художника. Здесь Репин проводил огромное количество времени, здесь были написаны графический и живописные эскизы картины «Торжественное заседание государственного Совета», картины: «Манифестация 1905 года», «Какой простор», «Гопак», «Голгофа», «Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Рисунок над окошком, где изображен мальчик с чубом-портрет сына, Юрия. У камина -оружие запорожцев (сабля и фитильное ружье). Здесь же торбан, кожаная фляга для вина, кисет из кожи, кобняк из белого домотканого сукна. На другой стене маленький эскиз картины «Черноморская вольница». Конечно же обращает на себя внимание «шаляпинский диван», на котором любил позировать художнику оперный мэтр.
У окна несколько этюдов Репина- портрет к картине «финские знаменитости» финского поэта Эйно Лейно и эскиз двух солдат к картине «в атаку с сестрой». Торжественное место в мастерской занимает картина «Вид на Везувий ночью», которую Репин написал в Неаполе в 1873 году. Картина, которая не давала покоя Репину была «Пушкин на набережной Невы», которую художник постоянно дополнял деталями, переписывал в течение 30 лет!
Летняя мастерская, построенная в 1906 году располагается чуть выше основной мастерской художника и соединяется с ней небольшой лестницей. В ней Репин хранил незаконченные картины, которые никому не хотел показываться до их написания. Секретную мастерскую почти никто не посещал. Здесь было написано бесчисленное количество небольших набросков друзей и знакомых художника. Все это богатство после смерти Ильи Ефимовича досталось его детям, которые нередко продавали небольшие работы для поддержания своего материального положения.
Стараниями художника, поросшая территория превратилась в благородное место, прекраснейший парк с его прудами и аллеями. На каждом шагу зритель открывает что-то новое! Живописное северное побережье всегда было престижным местом: Финский залив, песчаные дюны, сосновый лес. С 1870 года в эти места, территорию Великого княжества Финляндского можно было уже добраться по железной дороге из Северной столицы. Тогда и началось освоение участков престижными пансионатами и дачами интеллигенции.