Кронштадтский Морской Никольский Собор

Кронштадтский Морской Собор-центральное архитектурное строение в городе Кронштадте, вместе с прилагающей площадью занимает обширный квартал города. Собор виден из Санкт-Петербурга, из Лахты, из Петродворца. Это главный храм Военно-Морского Флота России. Высота этого самого высокого строения в городе составляет 75 метров. Строился храм по проекту архитектора Василия Косякова, при содействии инженеров Владимира Шаверновского и Александра Викселя. По замыслу императора Николая II, храм строился как памятник чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга в разные времена российской истории. Ходатайство вице-адмирала Николая Казнакова перед императором дало ему высочайшее разрешение в 1897 году начать сбор добровольных взносов граждан Кронштадта и Санкт-Петербурга на постройку храма.

Если первым Морским собором Санкт-Петербурга считается Николо-Богоявленский на Никольской площади, построенный при Елизавете Петровне, то Морской (Никольский) Собор в Кронштадте считается последним и самым крупным из морских соборов. В отличие от своих предшественников Морской собор в Кронштадте был построен в неовизантийском стиле, что обуславливалось постоянной тягой русских императоров к византийским культурным ценностям. Соборы в неовизантийском стиле были не только в Санкт-Петербурге (например Сергиевой Приморской Пустыни), но и в Киеве (Собор Святого Владимира), в Крыму (Владимирский Собор В Херсонесе), в Тбилиси (Собор Александра Невского), Нижнем Поволжье, Бессарабии, Литве и др. Тяга к такому стилю возникла еще во времена царствования Николая I, разделявшего устремления своих предшественников ко всему византийскому, к Босфору и Дарданеллам. Ведь даже, например Крымская война 1853-1856 г.г. при Николае I была в большой степени вызвана спором императора Николая I с Францией о первенстве влияния на Святую землю и контроле за Гробом Господним.

При Александре II тяга к изучению византийского стиля в архитектуре только усилилась. Локомотивом такого увлечения выступала императрица Мария Александровна, публично заявив в 1856 году о желании строить в России больше храмов в визайнтийском стиле.
Неудивительно, что на торжественной закладке Морского собора в Кронштадте в мае 1903 года присутствовал Николай II, императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна, великие князья Михаил, Владимир и Алексей Александрович, члены Государственного совета и др. Освящение же собора состоялось в июне 1913 года также в присутствии императора, высшего духовенства, высших государственных чинов и при стечении тысяч будущих прихожан.

Построенный Морской Собор в Кронштадте поражал прихожан своим архитектурным великолепием, ибо во многом повторял столь близкие русскому восприятию архитектурные решения Собора Святой Софии в Константинополе. Схожесть была видна и в построении центрального купола, боковых полукуполов, в интерьере, который опирался на 4 большие арки между огромными угловыми пилонами, двухъярусными колоннадами боковых нефов..
Диаметр купола Морского собора составляет 26.7 метра, длина собора составляет 83 метра, ширина 64 метра.

Иконы на фасадах Морского собора в Кронштадте были выполнены в знаменитой мастерской мозаичиста Владимира Фролова. Западный портал в центре сделан мозаичными композициями Спаса Нерукотворного, сценами из жизни Николая Чудотворца, евангелистами. Слева над боковым порталом в главном входе храма находятся иконы святых Апостолов Петра и Павла, справа -Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского. Над северным порталом храма  находится образ Богоматери, над южным-образ святителя Митрофания.

С приходом советской власти для Морского собора настали черные дни. В 1929 году храм был закрыт, а после «антирелигиозного митинга» в 1930 году безумные народные массы сбросили с храма колокола и кресты, украли все золоченные части икон, сломали мраморный иконостас, украли все церковную утварь, закрасили росписи, сломали памятные доски вечного поминовения погибших военных моряков…