Церковь Святого Георгия 1165 года в Старой Ладоге

Церковь Святого Георгия Победоносца находится в Старой Ладоге на территории старой Староладожской крепости. Эта церковь является самым настоящим памятником мировой средневековой культуры.  Этот  архитектурный и исторический шедевр являет собой однокупольный, четырехстолпный, трехаспидный, белокаменный храм. Кубический храм высотой 15 метров. Немного ассиметричный к оси север-юг, православный и сейчас недействующий храм имеет площадь около 72м2. Понятно, что в Древней Руси на ограниченном пространстве часто строили совсем небольшие церкви.

Вместе с Успенским храмом Успенского женского монастыря церковь Святого Георгия является самым северным русским каменным храмом домонгольского периода.
Сейчас храм является действующим музеем внутри которого можно увидеть около 2 десятков фрагментов художественных фресок которые по мнению некоторых историков датируются 1142-1150 г.г.  Другая же часть историков исходя из особенностей написания фресок в церкви называют другие даты-1180-1195 г.г. Эти даты они считают и годами строительства церкви.

Многие историки считают, что само название храма указывает на точку отсчета с которой началось его строительство. Таким событием явилось разгром новгородцами во главе с князем Святославом шведских войск на реке Воронежке в мае 1164 года. Другая часть историков считает что храм воздвигнут по княжескому заказу вероятнее всего в честь победы князя Святополка над языческим племенем «емь» в 1142 году.

Здание строилось с чередованием рядов кладки из известняковой плиты и тонкого прямоугольного кирпича на известковом растворе (смесь гашенной извести и кирпичной крошки). Около юго-восточного столба открыт участок древнего пола. В боковых апсидах сохранились ритуальные столы. В западной  стене устроена каменная лестница, которая ведет на балкон и в угловые каморы.  Небольшая каморка для атрибутов службы сохранилась в северо-западном углу стены. Для связки стен и всего сооружения в кладке и по  периметру под купольного пространства проложены деревянные  внутристенные и воздушные связи (балки).
В письменных источниках храм впервые упомянут только в 1445 году когда возникла необходимость ремонта здания и восполнения утраченных к тому времени участков древних фресок. В дальнейшем реставрационные работы проводились в 1902, 1925, 1952, 1970, 1990 г.г. Разрушения были связаны с трещинами в стенах, возникшими при осадке восточной части храма, поставленной на под сыпной грунт крепостного холма.

Фрески церкви Георгия Победоносца были выполнены сплоченной византийско-русской артелью живописцев. На стенах сохранилось около 150м2 живописных композиций. В барабане мастерами выполнена композиция «Вознесение» и написаны пророки в простенках окон с богатой орнаментальной декорацией. Алтарь заполнен святителями, представленными в рост и погрудно. Видны фрагменты «Евхаристии» и небольшие фрагменты от изображения Богоматери в окружении ангелов в конхе апсиды. Откосы верхнего окна украшены парно-симметричной композицией с изображением Симарглов (псов-охранителей) Древа Жизни.
Северная апсида-жертвенник посвящена богородичному циклу, от которого  до нынешнего времени дошла сцена «Очистительная жертва Иоакима и Анны» а также погрудная фигура архангела Гавриила в конхе апсиды.
В южной апсиде сохранилась сцена жития  святого Георгия «Чудо Георгия о Змие». Можно видеть фрагменты 2 других сюжетов воинского цикла, а в конхе — погрудную фигуру архангела Михаила. На южной грани юго-восточного столба фигура святого воина с копьем и мечом — Евстафия Плакиды.

На южной стене видны 2 части сцены «Крещение», фигура пророка Даниила и святой воин-мученик Агафон в медальоне. Напротив, юго-западного столба помещен Образ Святой мученицы Марии, а в углу стены-святой воин-мученик, над которым размещены праведные жены,  обращенные к центру композиции «Страшный суд» на западной стене. Западная же стена под балконом, и южный боковой рукав посвящена сюжетам «Страшного суда». Сохранилась центральная часть с изображениями ангелов над седалищем и апостолами. Видны части фигур Богоматери и Иоанна Предтечи. В правой части композиции под престолом сохранился фрагмент с изображением группы грешников. В южном рукаве западной стены видно продолжение седалища с 4 фигурами апостолов и с группой праведных мужей. Над входом в хоры сохранились фрагменты райских кущ. На северной стене на северо-западном столбом представлен Образ святого Николая Чудотворца Мирликийского. Цокольная зона храма заполнена росписью «под мрамор»-полилитией.

Фрагменты разрушенной росписи храма Святого Георгия хранятся в коллекции Государственного Эрмитажа и Русского Музея.
В соседней же деревянной церкви Дмитрия Солунского рядом с храмом Георгия хранятся варианты реконструкции стен, фрагменты фресок из раскопок.