Места Достоевского и героев его произведений в Петербурге

Фото:
Фото:

«Дом Раскольникова». Дом возведён архитектором Егором Тимофеевичем Цолликофером в классическом, неброском стиле в 1831 году. У дома 2 адреса- по Гражданской ул., д. 19 и по Столярному пер., д. 5. Доходный дом Иохима, считается домом, жил главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.Кроме горельефа (указывающего, что это «Дом Раскольникова») на углу Столярного и Гражданской.  Раскольников снимал здесь «каморку» у хозяйки, которая в свою очередь снимала комнаты у владельца дома. Квартира хозяйки располагалась на 4 этаже. У Раскольникова же «каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Кроме шкафа есть сравнения этого жилища с каморкой, морской каютой, углом, сундуком, гробом и т.д.
Его горничная, Настасья, постоянно говорила ему, что хозяйка, Прасковья Павловна, собирается подать жалобу в полицию, потому что он не платит аренду».
В романе Достоевского «Преступление и наказание», на сам чердак дома ведут тринадцать ступенек. Далее еще уточнение автора: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту…
Как ни странно, но жилище Родиона Раскольникова является одной из важных деталей в романе «Преступление и наказание», выступая неким символом полной безысходности, отчаяния и нищеты, толкающим незрелый ум на преступление. В главе 3, части 1 есть описание каморки «…с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.». Во 2 части 1 главы другое описание: «Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели.»
В 1 части 3 главы ощущения Раскольника о его жизни в комнате: «…ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору…»
И как результат душевного раздора первые выводы Раскольникова уже в 4 главе части 1: «…там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца…»
Деталь жилища важна, потом 28 января 1881 года.у что она в романе — повод для изменения жизни. Да, нищенское положение Раскольника ужасно, и главный герой жаждет вырваться из него, но деньги уже не являются главной причиной и мотивом убийства. Движущей силой является теория о великих, необыкновенных, особенных людях и обычных людях, которые являются «материалом» для гениальных людей. Раскольников настолько верит в свою теорию, что решает на практике проверить, что он как например и Наполеон принадлежит к числу великих людей и не является «тварью дрожащей». Старуха-процентщица для героя становится квинтисенцией алчности, стяжательства и других пороков, порождающих в обществе бедность, страх, измену своим честным принципам…

Дом «Бедных людей» Достоевского на Графском пер. 10. Дом по Владимирскому пр.11 или Графскому пер.10-место, где был написан роман «Бедные люди» Достоевским в период его проживания в нем в 1842-1845 г.г. Замысел романа возник у писателя в начале зимы 1844 года, А в марте 1845 года роман был завершён в черновой редакции, о чём Достоевский сообщил брату. Достоевский, подобно Гоголю часто поселял своих героев в домах и районах, в которых сам проживал. И судя по всему, дом Макара Девушкина расположен именно там на Графском переулке, в котором проживал и сам Достоевский. Роман «Бедные люди» это произведение в письмах, по форме напоминающая сентиментализм в письмах главных героев друг другу Жан-Жака Руссо.
Произведение Федора Михайловича «Бедные люди» — очень грустная история двух людей, которые постоянно обращаются друг к другу посредством писем. В романе показано положение, в котором находились бедные люди, столкнувшиеся с жестокой жизнью, не оставляющей надежд на благоприятный исход. Бедный чиновник Макар Девушкин, тридцать лет прослуживший на одном месте, переписывающий бумаги и сносящий каждый день насмешки сослуживцев пишет письма бедной девушке Вареньке Добросёловой дабы не скомпрометировать ее своим вниманием в глазах других жильцов дома. Варенька живёт одна с помощницей Федорой, тоскует по беззаботным детским временам и пытается брать на дом шитьё чтобы иметь хоть какие-то деньги. Сам Макар Девушкин все свое жалованье отдает на сьем квартиры Вареньке, которую любит как дочь, при этом сам проживая в стесненных и жалких условиях. Бедность чиновника, ради другого человека стеснившего себя нарисована с таким состраданием и с такой неимоверной силой, что скорее рождает чувство уважения нежели чувство жалости… Внешний мир изображен Достоевским как мир, лишенный радостей и скорее наполненный пустотой. Достаточно прочесть описание набережной Фонтанки куда Девушкин уходил в минуты душевного смятения и опустошенности:
«Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, в сапогах и простоволосые, артельщики, извозчики, наш брат, по какой-нибудь надобности; мальчишки, какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом, выкупанным в копченом масле, с замком в руке; солдат отставной, в сажень ростом, — вот какова была публика. Час-то, видно, был такой, что другой публики и быть не могло. Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где всё это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да с гнилыми яблоками, и всё такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять! Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный, такой темный был вечер сегодня.» (Макар Девушкин, письмо от 5-ого сентября).
Девушкин противопоставляет наполненные живой душевной энергией и радостными эпитетами письма девушке своему жалкому и бессмысленному быту, создавая некое «прекрасное поле» из них. Варенька грустно внимая письмам, чувствует безмерную благодарность к этому человеку и укоряет Девушкина в чрезмерных жертвах ради ее благополучия. В итоге Варенька принимает решение выйти замуж по расчёту и обрывает переписку, Макар Девушкин оказывается эмоционально опустошенным.
Дмитрий Григорович был первым писателем, который познакомился с романом- ведь он снимал квартиру вместе с молодым Федором Михайловичем. Григорович в совершенном восторге отвёз рукопись недалеко проживавшему Николаю Некрасову, который, прочитав роман за ночь, передал его Виссариону Белинскому со словами «Новый Гоголь явился!». Реакция Белинского была более сдержанной: «У вас Гоголи как грибы родятся». Однако после полного прочтения романа Белинский проникся романом настолько, что пожелал увидеть автора лично и сообщить ему о своей самой высокой оценке произведения. Роман впервые был опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике», изданном Некрасовым.
Гоголь также прочитал «Бедных людей» спустя 5 месяцев после выхода «Петербургского сборника», и отметил явную молодость писателя: «…Много ещё говорливости и мало сосредоточенности в себе». Роман, по его мнению, был бы куда живее, будь он менее многословным.

В доме № 8 по Вознесенскому проспекту Фёдор Достоевский жил с 1847 года по 23 апреля 1849 года. На фасаде мемориальная доска:
«Дом Шиля. В середине XVIII в. дом на этом участке принадлежал купцу Михайле Данилову. Затем им владела И.Е. Шишмарева, в XIX в. — Энгельгардт, Шиль, Митусов и другие. Дом перестраивался в 1832 году архитектором А.Х. Пелем. В 1804 здесь была «Большая гостиница Париж». На третьем этаже в 1847-1849 снимал комнату Фёдор Михайлович Достоевский создавший здесь повести «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Хозяйка» и другие. Достоевский был арестован в доме Шиля в ночь на 23 апреля 1849 по делу участников кружка М.В. Буташевича-Петрашевского.
В январе 1856 в доме Митусова жил поэт, публицист и философ Николай Платонович Огарев.
В начале XX в. домом владел гофмейстер П.Д. Ахлестышев — председатель Общества распространения ремесленного образования среди бедных детей в память 200-летия Санкт-Петербурга. В 1916 здесь жил писатель и литературовед Юрий Николаевич Тынянов.
Попытки снести дом не увенчались успехом благодаря сопротивлению защитников старины».
Федор Михайлович в квартире Бреммера снимал комнату на третьем этаже.
Здесь были написаны рассказы и повести «Ползунков», «Слабое сердце», «Честный вор», «Ёлка и свадьба», «Чужая жена и муж под кроватью», «Белые ночи».
Хозяин дома — Шиль Яков Христианович. «Вероятно, Достоевский был знаком с домовладельцем Шилем, так как будущего каторжника Раскольникова Достоевский поселил в доме Шиля, ассоциируя преступление Раскольникова со своим собственным преступлением — участием в революционном кружке семи петрашевцев с попыткой свержения самодержавия». (из «Ф.М. Достоевский и его окружение», Энциклопедический словарь, том II»).

С  1860 года по 1861 год Достоевский жил на ул. Егорова, 6. Федор Михайлович только вернулся в город после каторги и ссылки. 3 марта 1860 года он снял квартиру в доме действительного статского советника Никифора Полибина, профессора уголовного и гражданского права, который, в свое время, был преподавателем у Достоевского в Инженерном училище и даже принимал у будущего писателя экзамены по законоведению. В период проживания Федор Михайлович стал прихожанином Троице-Измайловского Собора, всем сердцем полюбил это место и в последствие, через 6 лет венчался с Анной Сниткиной. Интересно, что раннее на месте нынешнего непрезентабельного здания находились 3 постройки — В 1864-1867 гг. в доме Алонкина (кв. 36, 2-й этаж)  жил писатель Достоевский Ф. М. (1821-1881). Здесь написаны «Записки из подполья», «Преступление и наказание», Игрок».пятиэтажная (на углу с нынешней 2-й Красноармейской улицей), трехэтажная и двухэтажная (на углу с 3-й Красноармейской). Они были снесены. Воссозданный фасад было решено включить в общий объем нового здания. Поэтому фрагмент старого здания включен в новое здание советского типа. Надпись на доске гласит: «На этом месте стоял доходный дом, в котором с марта 1860 года по сентябрь 1861 года жил великий русский писатель Ф.М. Достоевский и работал над «Записками из мертвого дома» и романом «Униженные и оскорбленные».

С 20 августа 1864 года по 20 января 1867 года Достоевский жил в квартире на Столярном пер.14 на углу с Казначейской улицей. В доме Алонкина, в квартире №36 на 2 этаже Федор Михайлович Достоевский В 1864-1867 гг. в доме Алонкина (кв. 36, 2-й этаж)  жил писатель Достоевский Ф. М. (1821-1881). Здесь написаны «Записки из подполья», «Преступление и наказание», Игрок».написал «Записки из подполья», «Игрок», и величайшее произведение по глубине и философской мысле «Преступление и наказание». В этот период (в 1864-1865 г.г.) находилась редакция журнала «Эпоха»- литературного и политического журнала братьев Достоевских. Наряду с произведениями Достоевского журнал «Эпоха» публиковал произведения известных писателей: повесть Ивана Тургенева «Призраки», статьи Николая Страхова, Аполлона Григорьева, очерк Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», беллетристику Алексея Разина, Всеволода Крестовского. Здесь в редакции журнала состоялось знакомство писателя со стенографисткой, своей будущей супругой-Анной Сниткиной. Двадцатилетняя стенографистка Анна появилась в доме на углу Столярного пер. и Малой Мещанской в 12-м часу дня 4 октября 1866 года. Первое впечатление для юной девушки от немолодого литератора оказалось тяжелым , она не забыла его и через полвека: «Никакими словами нельзя передать того гнетущего и жалкого впечатления, какое произвел на меня Федор Михайлович при первой нашей встрече. Он мне показался рассеянным, тяжко озабоченным, беспомощным, одиноким, раздраженным, почти больным»…

В квартира по адресу Кузнечный переулок, 5 Федор Михайлович Достоевский провел последние 28 месяцев жизни вплоть до кончины 28 января 1881 года. Именно здесь были написано произведение «Братья Карамазовы».
Квартира Достоевских состояла из 6 комнат: прихожей, гостиной, столовой, кабинета Федора Михайловича, комнаты Анны Григорьевны и столовой. Интересно, что обстановка и атмосфера кабинета Достоевского воссоздано по сохранившейся фотографии.
Федор Михайлович Достоевский скончался 28 января (9 февраля по новому стилю) 1881 года в 8 часов 38 минут вечера. По православному обычаю, на квартире в Кузнечном переулке дважды в день совершались панихиды. Пели певчие из соседней Владимирской церкви, Исаакиевского собора и других церквей. В субботу 31 января состоялся вынос тела. Анна Григорьевна Достоевская вспоминала: «Еще накануне выноса мой брат, желая меня порадовать, сказал, что восемь таких-то учреждений предполагают принести венки на гроб Федора Михайловича, а наутро венков уже оказалось семьдесят четыре, а возможно, что и более… Погребальное шествие вышло из дому в одиннадцать часов и только после двух часов достигло Александро-Невской лавры». Гроб несли родные и близкие писателя, среди них и его друзья по кружку петрашевцев Плещеев и Пальм. Шествие открывали учащиеся всех петербургских учебных заведений, затем шли художники, актеры, депутации из Москвы: «длинная вереница на шестах несомых венков, многочисленные хоры молодежи, певшие погребальные песнопения, гроб, который высоко воздымался над толпой, и громадная, в несколько десятков тысяч масса людей, следовавших за кортежем». В процессии участвовало до шестидесяти тысяч человек.
Гроб Достоевского внесли в Свято-Духовскую церковь лавры, где был совершена торжественная всенощная. 1 февраля в церкви состоялось торжественное отпевание.
Анна Григорьевна Достоевская вспоминала, что Александра-Невская лавра предложила для его погребения любое место на своих кладбищах. Представитель лавры сказал, что монашество «просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах писателя Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры». Место было найдено вблизи могил Карамзина и Жуковского.
На Тихвинском кладбище было настолько многолюдно, что «люди взбирались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно подвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками разных депутаций».
С 1968 г. началось воссоздание квартиры Достоевского по уцелевшим материалам вдовы и современников писателя. Много ценных экспонатов для музея передал внук писателя А. Ф. Достоевский. В литературной части выставлены экспонаты, относящиеся к жизни и творчеству Достоевского. Это фотографии писателя, его близких и знакомых, письма, рукописи произведений, документы эпохи.
Музей-квартира Ф. М. Достоевского по адресу Кузнечный переулок, 5/2 открылся 11 ноября 1971 года.