English English Русский Русский
English English Русский Русский

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

В Александро-Невской Лавре на набережной реки Монастырки находится одна из самых почитаемых духовных реликвий- Икона Божьей Матери «Невская Скоропослушница», которая была записана на святой горе Афон. Оригинальный, афонский образ Богородицы «Скоропослушница» находится в греческом монастыре Дохиар и представляет собой изображение Богоматери с Младенцем. Петербургский список иконы из Греции отличается по иконографии. Он изображает Богоматерь с молитвенно простертой десницей без Богомладенца. Этот образ был привезен в Петербург в 1877 году монахами Варсонофием и Афанасием из Афона. Икона прославилась после пожара в часовне, где она находилась. Чудесным образом сохранился лик образа Богоматери «Скоропослушница». Такое событие вызвало невиданную волну народного почитания и любви.. В 1888 году заново отстроенная каменная часовня вместе с образом «Скоропослушницы» перешла в ведение Императорского Православного Палестинского Общества, где председателем Общества был великий князь Сергей Александрович.
В годы Великой Отечественной войны, в блокаду Икона была перенесена в действующий тогда Князь-Владимирский собор. В тяжкие дни страшного испытания блокады Ленинграда очень много людей приходило к иконе получить утешение..
У Иконы часто просят у икон ощутимого в ближайшее время изменения в лучшую сторону их жизни. В этом смысле, само название «Скоропослушница» говорит о некотором смысле иконы, как «внимающая молитвам скоро». Но важно знать, что икона помогает относительно события, привязанного ко времени, например, найти правильное решение в смятении и растерянности, излечиться от болезней, сделать благоприятный исход будущего события, который ожидает просящий или выносить и родить здорового ребенка. С этой иконой связаны некоторые эпизоды в жизни блокадного Ленинграда, например в день иконы «Невской Скоропослушницы» 22 октября в 1941 году в Ленинград отправились первые долгожданные машины с продовольствием.
Другой ценнейшей духовной реликвией Александро-Невской Лавры является рака с мощами благоверного князя Александра Невского-одного из духовных покровителей города на Неве.
Александр Невский вошел в историю не только как победитель шведских и немецких рыцарей. Победа на Чудском озере над Ливонским орденом была ожидаема не только подъемом духа русских, но и численным равенством войск-в 12 тыс. человек у Ордена против 15 тыс. человек новгородцев. Главной же заслугой Александра Невского я считаю сохранение русского народа и православной веры в условиях постоянного разорения русских земель Золотой Ордой. Эта была сила в десятки раз превосходящая русскую рать и справиться с ней не было никакой возможности. Благоверный князь взял на себя роль дипломата и переговорщика, который приложил все жизненные, духовные силы, чтобы Орда не поглотила Русь, чтобы не набирала русских воинов в войска Орды и чтобы Орда не уничтожила Русскую Веру. Князь новгородский, великий князь киевский и великий князь владимирский Александр Невский несколько раз совершал изнурительные многомесячные поездки в Орду с единственной целью сохранить Русь, не дать совершить губительный набег на взбунтовавшийся Новгород и не уничтожить монголо-татарам русские церкви. Как мы знаем, Александр Невский умер во Владимире после одной из таких поездок. После этого уже спустя века, в 1723 году святые мощи были привезены в Шлиссельбург и оставались там год, когда 30 августа были установлены по распоряжению Петра I в церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нём в серебряной раке, пожертвованной в 1753 году императрицей Елизаветой Петровной. Одна из досточтимых святынь Лавры- поясная Икона Святого Благоверного великого князя Александра Невского. Это икона из собрания домашних икон митрополита Серафима находится сейчас в Покровском приделе Свято-Троицкого собора Александро Невской Лавры-киот с иконой украшает правый придел Троицкого собора. Интересна история иконографии этого образа. Ведь наиболее древние изображения князя выглядят иначе. Дело в том, что до указа Петра I Александра Невского изображали как преподобного (в облачении инока, так как перед смертью благоверный князь принял монашество под именем Алексий). Сей образ был написан после указа Священного Синода 1724 года, повелевшего изображать Александра Невского в торжественных великокняжеских одеждах. Эта икона — одна из немногих икон с врезанным в нее мощевиком с частицей святых мощей святого благоверного великого князя Александра.
Процитирую слова прихожанина Михаила об Лавре как духовном месте и месте силы: «Это сложное место, в котором происходит очень мощное очищение. Там подключены порталы структур, которые были до сотворения Санкт-Петербурга в этом месте. Путем отмаливания, путем нахождения там людей, отмаливается все то, что уходило раньше и оседало в «нижние миры». Это надо учесть, и поэтому приходить туда будет лучше когда там происходит литургия, либо духовные праздники, либо праздники, на которых поет церковных хор и которые собирают очень много народу. В этот момент происходит очень мощное очищение, приходить туда нужно тогда, когда вам есть что очистить и это очищение должно совпадать с общими церковными праздниками. В этот момент там выставляются специальные духовные порталы и можно получить очень глубокое очищение, даже того, что вы не помните из ваших инкарнаций или из вашего рода. Отпускание, очищение, глубокое раскаяние – там проходит на очень высоком уровне».