Проект Египетских ворот у въезда в Александровский парк сделал шотландский архитектор Адам Адамович Менелас. А строительство велось в период 1827-1830 г.г. Император Николай I, выступавший заказчиком строительства предложил архитектору «обыграть» тему сторожевых башен. И представленный Меналосом проект утвердил 11 декабря 1826 года. Сторожевые башни-караулки наверху завершались обыкновенной плоской кровлей. Детали ворот были отлиты из чугуна в Александровском чугунолитейном заводе и смонтированы прямо на месте в период 1827-1829 г.г.
Многие историки сходятся во мнении, что такая причудливая архитектура никак не соответствовала ни духу этого места, ни сложившемуся архитектурному стилю близлежащих ансамблей. Императорский заказ «особого свойства» был сочинен через год после таинственного «исчезновения» императора Александра I. Ведь Александр I умер скоропостижной смертью, но при этом никогда не имел серьезных заболеваний. Это обстоятельство вызвало много удивления и породило огромное количество слухов. Достоверно известны публичные высказывания монарха о желании «отойти от дел». Многие обстоятельства указывали на то, что император Александр I мог быть живым.. Кроме того, некоторые историки считают, что в гробу, перевозимом из Таганрога в Санкт-Петербург находился другой человек. Сам гроб было категорически запрещено открывать. Он не открывался и в день похорон. И наконец, известным фактом является появление в Томской губернии старца Федора Кузьмича, который отличался благородным видом, высоким образованием и высокой святостью. Местный священник, отец Иоанн Александровский указывал на поразительное сходство старца с императором…
Как бы там не было, но экзотический памятник у Царского Села стал своеобразной «данью памяти Императора Николая I своему старшему брату». Но возникает вопрос: почему именно в таком виде и почему не в виде православной часовни, например? Ведь по мнению многих историков, Николай I изобразил на Александровской колонне именно лицо Александра I, которого считал «ангелом». А выпуск Николаем I памятной медали с надписью «НАШЪ АНГЕЛЪ ВЪ НЕБЕСАХ», посвященный старшему брату Александру известен всем историкам.
Cамое интересное связано с внешним оформлением ворот. На внешних стенах смонтированы чугунные плиты с 30 сценами из египетской «Книги мертвых», где на одной стороне находились фигуры бога загробного мира и судьи душ усопших — Осириса (в царском головном уборе клафте), а на другой стороне находились изображения богини закона, истины и миропорядка Маат с распростертыми крыльями. Что касается самого верхнего яруса, то там супруга Осириса держала на руках своего сына Гора. Ярусом ниже можно видеть ритуальную сцену смены власти- посвящение в фараоны и сцены подношения богам. Интересно, что каждый сюжет повторялся в башне 4 раза.
Кроме того, перекрытия башни делили пространство внутри башни на 3 этажа, а на каждом уровне находилось небольшое окно, освещавшее внутреннее пространство. Верхние карнизы башни были украшены изображениями змеиных голов, солнечных дисков и жуков-скарабеев. Все эти загадочные рельефы на башнях были созданы скульптором Василием Ивановичем Демут-Малиновским. Он внимательно изучал издание «Описание Египта», которое возникло благодаря труду большого числа художников, которые сопровождали в Египетском походе Наполеона Бонапарта. В основе «Описания Египта» легли рисунки «Книги мертвых», которая подробно повествует о странствиях душ по загробному миру Осириса. Примерно, как европейский аналог- «Божественная комедия» Данте.
Все перечисленные факты позволяют утверждать о некоем скрытом смысле символического характера в постройке, адресованного тому, в честь кого он был построен…
Интересный факт:
В одной из башен Египетских ворот, проживал, вплоть до своей смерти, сторож расположенного неподалеку сельскохозяйственного института Василий Игнатов. Он устроил квартиру с печным отоплением, где кухня и комната 7м2 были на 2-ом этаже, спальня 10м2 на 3-ем этаже. Совершенно фантастически выглядел официальный адрес прописки: «г.Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота»!