Особняк Брусницыных на Кожевенной лин.27

Заброшенный дворец купцов братьев Брусницыных на Васильевском острове расположен совсем рядом с Финским заливом. Можно точно сказать, что во время  проживая во дворце  купцов Брусницыных они могли наслаждаться прекрасным видом на водную гладь. В ХIХ веке это было уединенное место, обособленное, там больше домов не строилось и можно сказать, что дом находился на отшибе. Хотя с другой стороны Невы недалеко находилась Английская набережная, застроенная дворцами великих князей.. Сейчас же дворец расположен в самом центре самой депрессивной промышленной зоны Петербурга, — вокруг сюрреалистичные, страшные заводские строения 1920-1930-х годов постройки, нежилые, заброшенные дома с неясным статусом. Когда наступает ночь картина становится просто фантасмагоричной: черные остовы не снесенных старых зданий обступают плотным кольцом небольшой, всего лишь двухэтажный особняк купцов Брусницыных. Фонарей и освещения почти нет, практически нет людей ни днем, ни ночью, а общественный транспорт здесь не ездит.. Прямо к особняку примыкает мемориал рабочим кожевенного завода им. Радищева, погибшим во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда-эта часть города принимала на себя очень интенсивный огонь от обстрела  фашистами из крупногабаритных орудий.
Немного об истории.
Крестьянин Николай Мокеевич Брусницын в 1847 году создал кожевенную мастерскую с 10 работниками занимаясь дублением кожи. Вскоре у предприимчивого , но неграмотного крестьянина дела пошли на лад: он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику с 600 рабочими. Он заработал хорошие деньги и из Тверской губернии приехал в Петербург, где приобрел  дом.
Через 40 лет, в 1882 году особняк перешел к сыновьям Николая Мокеевича Брусницына: Александру, Николаю и Георгию, которые через 2 года решили перестроить родительский дом. Перестройка была поручена архитектору Анатолию Ивановичу Ковшарову. Дом (таким каким мы сейчас его видим) стал выше за счет повышения 2 этажа, а интерьеры стали более изящными и дорогими, стиль же постройки дома окончательно стал эклектичным. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка в одну ось. Со стороны двора был организован зимний сад. Особняк приобрел форму буквы «Ш».

Дворец отличают очень изысканные интерьеры: парадная столовая в стиле позднего ренессанса, с лепным кессонированным потолком, окрашенным под дерево. В столовой деревянные двери украшены резными орнаментами и символом торговли-бараньими головами. Красивые гравированные стекла в дверях и окнах столовой смотрят в оранжерею.
Другая жемчужина дворца-Белый, в стиле Людовика XV танцевальный зал, ослепительно нарядный, обильно украшенный белой лепкой с золочением. Потолок, стены и двери танцевального зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, музыкальными инструментами, венками, женскими головками и амурами. Мраморные подоконники, мраморный камин, лепные панно на стенах с изображением сатиров и цветов, огромная люстра с хрустальными подвесками, сохранившееся подлинное зеркало над камином-все это создает непередаваемую атмосферу посвящения в тайну находящегося здесь человека. Еще шедевр дома- гостиная, в оформлении которой обнаруживается влияние стиля рококо. Здесь также сохранилась люстра, а прекрасный потолок обильно украшен лепниной, в виде сетчатых узоров, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины. И вы можете представить себе, что стены гостиной затянуты подлинным шелковым штофом времен сыновей купца Николая Мокеевича. Пробирает мороз по коже и от зеркал, поставленных друг напротив друга, создающих иллюзию бесконечности.
Интересные факты:
В период революции 1917 года братья Николай и Георгий эмигрировали, а Александр остался в Петрограде и продолжил работать на заводе в должности и председателя Коллегии заводоуправления и главного инженера. Через 2 года его арестовали, но корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении и он освобожден.

Легенды:
Страшная легенда, увязываемая с этим великолепным и заброшенном дворцом в пустынном месте связана с зеркалом, которое Брусницыны совершенно случайно купили в Италии в 1906 году… При этом не придав никакого значению чьему-то заверению, что зеркало якобы долгое время висело на стене усыпальницы румынского князя Влада III Цепеша-графа Дракулы. Зеркало пользовалось дурной славой, и номинальные хозяева этой вещи искали того, кто купит его, и «не будет вдаваться в скрытые исторические детали». Привезя зеркало в Россию, и повесив его во дворце купцы смогли убедиться в чьей-то страшной правоте. Вначале, взглянув в зеркало, скоропостижно скончалась маленькая внучка Никиты Мокеевича Брусницына. А прочие члены семейства стали чувствовать себя скверно — как в моральном, так и в физическом смысле. Зеркало  сняли со стены и спрятали. После революции зеркало прибрал к рукам один из питерских дворцов культуры. Но вскоре по решению высоких культурных инстанций зеркало было возвращено в дом Брусницыных, и повешено на стену одной из комнат, где в то время (после революции) располагался кабинет директора кожевенной фабрики. Через несколько дней директор внезапно исчез, и его так и не смогли найти. Вместе с ним без вести пропал и один из рабочих, по нечаянности взглянувший перед уходом в зеркало. Тотчас же поползли страшные слухи, что всему причиной — именно зеркало, которое вовсе даже и не зеркало, а нечто иное: то ли орудие мести за какие-то человеческие прегрешения, то ли напоминание о чем-то чрезвычайно важном.. Как бы там ни было, одно из помещений накрепко заколотили вместе с зеркалом, и с той поры никто в него так и не рискнул войти, чтобы увидеть в зеркале свое отражение. В наглухо закрытом сейчас дворце много потайных комнат, и естественно никто не знает в какой из закрытых комнат находится эта страшная реликвия.