Атланты держащие портик Нового Эрмитажа входят число 11 мировых шедевров-атлантов в разных странах мира и являются одним из самых ярких символов Санкт-Петербурга. Пятиметровые каменные фигуры вызывают уважение и страх одновременно, потому что кажется, что в любую минуту они могут стать живыми и двинуться с места, сойдя с высокого гранитного постамента-рапакиви. На своих могучих руках атланты держат портик Нового Эрмитажа, который начали строить в 1839 году для размещения там особо ценных коллекций. Идея крыльца в виде галереи с размещенными там фигурами атлантов пришла в голову немецкому архитектору Лео фон Кленце, которого еще называли «самым древнегреческим» архитектором Германии. Прототип атлантов Лео фон Кленце взял от фигур, размещавшихся в древности на фасаде древнего храма Зевса в сицилийской Акраганте. Храм Зевса в Акраганте был построен в V веке до н.э. Карниз храма на уровне 2-ого яруса там поддерживали мощные 8-метровые мужские фигуры — теламоны, которые являлись мужскими аналогами кариатид (женских фигур). Греки стали называть такие фигуры «Атласами», ведь в греческой мифологии Атлас был великаном, поддерживающим мир. Единственный в мире сохранившийся теламон сейчас можно увидеть в итальянском археологическом музее Агридженто. Можно сказать, что он и является отцом нынешних петербургских атлантов. Идея с Атлантами очень понравилась Николаю I. Атланты были сильными и яркими образами поддержания миропорядка, основы которого еще недавно (всего 14 лет назад) сотрясались на Сенатской площади.
Естественно, что из представленных архитектору проектах классических женских кариатид, и мужских, нераспространенных еще атлантов, Лео фон Кленце выбрал последних. Более того Лео фон Кленце пришла идея воплотить гигантов в красном граните, что еще никто не делал. Лео фон Кленце сделал рисунки атлантов, которые отослал в Мюнхен, где талантливый скульптор Гальбиг сумел сделать микростатую атлантов и отправить ее в Петербург на утверждение архитектурной комиссии. Однако академик Императорской Академии художеств, архитектор Василий Петрович Стасов внимательно изучив присланный из Германии материал внес некоторые изменения и более того, посчитал, что большая выразительность таких больших фигур будет подчеркнута в случае их исполнения из сердобольского серого гранита, а не красного. В итоге в 1846 году перенявший эстафету скульптор Александр Теребенев изменил первоначальный замысел скульптурных форм атлантов, оставив неизменным материал исполнения серый сердобольский гранит, который добывался в Карелии, в городе Сердоболь (нынешний Сортавала). Вариант атлантов Теребенева по форме и материалу стал окончательным. Атланты были поставлены на постаментах из гранита-рапакиви. А вот такие элементы портика как колонки балкона, фриз и пилоны уже сделаны из мраморизованного известняка.
Главными камнетесными работами занимался мастер Балушкин. Изначально были сделаны фигуры атлантов из глины. Гораздо сложнее и хлопотнее оказалось работать с таким трудным материалом, как гранит. Поэтому Балушкин привлек около 150 профессиональных, частных камнетесов, распределив между ними части тела атлантов. Кто-то работал над вытачиванием лиц, кто-то над набедренными повязками, кто-то над руками.. Резчики впервые взялись за такую сложную и очень ответственную работу, поэтому общий срок самой резки 10 фигур атлантов растянулся на 2 года. над скульптурами 2 года, каждый из них занимался вытачиванием определённой части фигуры. Руководил процессом камнетесных работ также и Александр Иванович Теребенёв, он внимательно следил за работой мастеров, лицами же великанов занимался лично. Не обошлось и без досадных накладок, когда один из гранитных камней оказался с трещиной. Мастерам пришлось списать обработанный, но треснувший гранит и заказывать другой. Сроки затянулись и всего работы продлились около 10 лет. И 1 сентября 1848 года атланты были установлены на гранитные постаменты портика. Напряженный и кропотливый труд был вознаграждён высокой, восторженной оценкой Николая I. За свой труд Александр Теребенёв получил орден Анны 3-й степени и 17 тысяч рублей от императора Николая I.
Интересные факты:
- Во время Великой Отечественной войны вражеские войска обстреливали Ленинград, и один из снарядов попал в Атланта, разрушив торс практически наполовину. Но гигантский исполин выстоял. Возможно, поэтому крайнего Атланта, который смотрит на Марсово поле, считают наделённым особой силой.
- Есть 11 всемирно известных атлантов, например таких как: атланты Базилики Санта-Кроче, Дома на Виа дельи Оменони, Палаццо Давиа Барджеллини и Руины храма в Агридженто в Италии, атланты Церкви Святого Георга, Дворца Сан-Суси и Дворца Цвингер в Германии, атланты дома по улице Каналовой в польском Познане, атланты Павильона Вандом во Франции, атланты здания Рынка Саншайн в Австралии.
- В Санкт-Петербурге, кроме портика Нового Эрмитажа атланты есть по другим адресам. Это атланты доходного дома Веге на наб. Крюкого канала, 14, атланты дворца Белосельских-Белозерских на Невском пр. 41, кариатиды доходного дома купца Иоффа на Загородном пр.11, атланты Большого Екатериненского дворца в Царском селе, атланты в доходном доме Бурцева на ул. Некрасова, 10, кариатиды в доходном доме Егорова на ул.Восстания, 35, атланты в доходном доме Англареса на Саперном пер. 13, кариатиды на Невском пр,. 79, атланты на Чайковского, 17, атланты особняка Мясникова на ул.Восстания, 45, кариатиды дома Пашкова на Литейном пр.39, атланты дворца Скавронской на Дворцовой наб., 8, атланты в доме Ратькова-Рожнова на наб.канала Грибоедова, 71, атланты в доме Вайнера на ул.Чайковского 38, атланты доходного дома Колобовых на Большом пр.16, и др. Список можно продолжать…