English English Русский Русский
English English Русский Русский

Библейские фрески, ворота, колоннада Исаакиевского Собора

Исаакиевский собор — Это одна из самых грандиозных и уникальных построек в мире, являющаяся национальным достоянием России.

Исаакиевский собор — это одна из самых грандиозных и уникальных построек в мире, являющаяся национальным достоянием России. Обратимся к цифрам:
Строительство собора заняло 40 лет — (1818-1858 годы) и продолжалось при 3 императорах: Александре I, Николае I и Александре II
В основание фундамента для прочности вбито 10 762 сваи в болотистый грунт, которые до сих пор держат общий вес Собора, равный 300 тысячам тонн на площади 4 тыс.м2, то есть по 75 тонн на 1 м2, Высота 101,5 метров, Фасад здания украшают более 350 скульптур. Вес только одной верхней колоннады почти 70 тонн! Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек Общий вес золотого убранства — 100 килограмм, Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.

Исторические этапы строительства Исаакиевского Собора:

Первый этап:
В 1717 году Пётр I заложил первый камень  каменной Исаакиевской церкви, которую возводили в течение 10 лет по проекту Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Земцов, Гербель и Киавери. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику Петропавловский собор, построенный примерно в то же время архитектором Трезини. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, где сейчас находится Медный Всадник, поэтому из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Второй этап:
Екатерина II посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново, так как высоко чтила память императора Петра I. Работы начались в 1768 году по проекту Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с 5 главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Третий этап:
Приземистое и непропорциональное сооружение не соответствовало парадному облику центра Петербурга, поэтому в 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие -Кваренги, Воронихин, Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора Монферрана.

Барельефы:
— На северном фасаде изображен барельеф «Воскрешение Христа»: виден сам Христос, по обе стороны от него ангелы, а позади ангелов люди, потрясенные увиденным. Под рельефной композицией золотыми буквами выведена надпись: «Господи, силою твоею возвеселится царь».

— На западном фасаде изображена «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Фигура Исаакия, благословляющего императора и его жену, находится в правой части барельефа. За ним преклоняются воины. В левом углу барельефа находится фигура, держащая в руках модель собора – это архитектор Огюст Монферран. Под барельефом надпись: «Царю царствующих».

— Южный фасад украшен барельефом «Поклонение волхвов», в центре которого изображена Мария с младенцем, а по обе стороны от нее волхвы, пришедшие на поклонение. Под барельефом надпись: «Храм мой храм молитвы наречется».

— На восточном фасаде находится барельеф на сюжет, как Исаакий Далматский останавливает императора Валентина. В центре видна фигура императора на коне, слева от него Исаакий. Позади Исаакия изображены воины, сковывающие ему руки. И надпись под барельефом: «На тя Господи уповахом да не постыдимся во веки».

Исаакиевский собор сверху донизу украшен настенными росписями, мозаикой, скульптурами, мраморной отделкой. Если встать прямо под куполом и поднять глаза наверх, то можно увидеть одну из работ Карла Брюллова — плафон, изображающий молящуюся Богородицу. По правую руку от Богородицы находится Иоанн Креститель, а по левую – Иоанн Богослов. Дальше по кругу идут небесные покровители Дома Романовых. В самом центре плафона изображен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Многими искусствоведами данный сюжет трактуется как обожествление власти Романовых. Также известно, что данную роспись Карл Брюллов выполнял 4 года. На западном своде центрального нефа изображена роспись русского художника итальянского происхождения Федора Бруни — «Видение пророка Иезекииля». В самом центре стоящим на камне изображен сам пророк Иезекииль, которому, по библейскому преданию, явился Господь Бог и вывел его в поле, полное костей. И сказал Бог, чтобы пророк изрек слова Его, что вдохнет Он жизнь в них. Изображен тот самый момент, когда Иезекииль произносит слова Господа перед мертвецами. Мертвецы — это дом Израилевых, которых Господь обещал вывести из гробов своих. В данном сюжете видят прообраз вечной жизни и воскрешения.

Парадные двери:

В собор ведут 3 большие по размерам парадные двери, где площадь каждой из них равна 42м2, высота створок — 6.8 метра, масса каждой створки по 9.7 тонн. Изготовлены двери из дуба и покрыты литьём из бронзы с нанесённой декоративной патиной. И снаружи и внутри они украшены многочисленными бюстами, барельефами, скульптурами. Изнутри каждая створка дверей разделена на 4 кессона, в которые помещены рельефы. Тематика художественного оформления дверей была предложена Святейшим Синодом. Авторство всех дверей приписано Иваном Петровичем Витали-ученика формовщика Пьетро Витали.  По традиции, главным входом в православный храм является западный, так как в восточной части устанавливается алтарь. Искусствоведы отмечают, что именно западные двери выполнены с наибольшим мастерством.

Храм строился невероятно долго, 40 лет и современники шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам.
Собиратели городского фольклора рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор. . Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя — Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них — и сам Монферран.
Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и «пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно» и через 27 дней умер после того как храм был освящен. Хотя Монферран и завещал похоронить его в Исаакиевском Соборе, но его желание не было исполнено: гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.