Екатерининский Дворец и парк в Царском Селе

«Екатерининские дворцы» есть в Санкт-Петербурге и Таллинне, в Москве и в Севастополе. Первые два относятся к эпохе царствования Екатерины I — «каменные палаты Екатерины I» в Царском Селе и дворцовый комплекс барочного типа Кадриорг в районе Кесклинна (Таллин). Вторые два относятся к эпохе Екатерины II-Екатерининский дворец в Севастополе, который был обращен во дворец у первого начальника Черноморского флота Мекензи к приезду в Севастополь Екатерины II в 1787 году, и построенный в Москве, на месте дворца Аннегоф итальянскими архитекторами Ринальди, Кампорези, Кваренги..

Безусловно, дворец в Царском Селе был знаковым проектом императорской семьи: при Екатерине I строительство продолжалось с 1717 года по 1724 год. В строительстве принимали участие виднейшие архитектурные умы своего времени- немец Иоганн Фридрих Браунштейн при Екатерине I; Первый дворцовый проект представленный широкой публике в присутствии Петра I, участвующего в открытии дворца был достаточно скромен-это было типичное для архитектуры того времени небольшое 2-этажное строение в голландском стиле на 16 помещений.

Императрица Елизавета Петровна сформировала уже тот облик дворца, который мы можем наблюдать. Кроме значительного расширения дворца появлялись также Тронный Зал, церковь, корпуса флигелей. Кроме того, в дворцовой планировке предпочтения отдавалось «бесконечной анфиладе залов» с перламутровой инкрустацией напольных покрытий из паркета и расписными живописными плафонами на потолках. Многочисленными архитектурными проектами по перестройке дворца при Елизавете Петровне заведовали Михаил Григорьевич Земцов, Бартоломео Франческа Растрелли, Андрей Васильевич Квасов и Савва Иванович Чевакинский; Растрелли лично участвовал в строительстве Золотой Парадной анфилады, которая была декорирована золоченной резьбой. Дворцовые же фасады Растрелли богато украсил внушительными фигурами атлантов, женскими фигурами кариатид на уровне 2 этажа, а также львиными масками и лепными формами мастера Дункера. Тогда же возник и полукруглый дворцово-парадный плац. При Елизавете Петровне, в 1755 году в Царскосельский дворец была перенесена из Зимнего Дворца Янтарная комната, подаренная в 1716 году Петру I королем Фридрихом Вильгельмом I.

Большой Зал дворца, площадью 800м2,  созданный в период 1752-1756 г.г. является самым впечатляющим творением Растрелли. Окна Зала, выходят на 2 стороны, так как Зал занимает всю ширину дворца. Барочный декор создает иллюзию неограниченного пространства, где такой эффект усиливается не только живописным плафоном мастера Валериани на потолке с изображенной на нем колоннадой и тремя Аллегориями, но и большими окнами Зала, беспрерывным скульптурным фигурным действом на стенах Зала, и большими встроенными зеркалами..

Плафон, самый дальний от Антикамер называется «Аллегория Мира». Здесь над пьедесталом стоит торжественный вензель Елизаветы Петровны- «E I». Центральная женская фигура олицетворяет Россию, а ангелочки путти держат императорскую корону. Внизу пьедестала женская фигура держит Рог Изобилия. Справа у корабля показаны символ удачи и возврождения-олень и символ гордости и величия-павлин. Центральный плафон Большого Зала называется «Аллегория России». Самый ближний к Антикамерам плафон называется «Аллегория Победы».

Картинный Зал площадью 180м2 был устроен Елизаветой Петровной для торжественных и дипломатических приемов. Для придания концентрированности живописных щедевров-картины были размещены на стенах Зала по принципц «шпалерной развески». А живописные полотна  мастеров 17-18 в.в. приобретались в западноевропейских столицах специально по заказу Елизаветы Петровны. Среди авторов картин: голландский художник Золотого века Адриан Ван Остаде, фламандский художник Давид Тенирс, голландский живописец Ян Бот, нидерландский рисовальщик Ян Давидс де Хем, живописец фламандского барокко Ян Фейт, французский портретист Жан-Марк Натье мл., итальянский мастер-живописец батаьных сцен Жак Куртуа, зннаменитейший мастер «Лука-фа престо»- Лука Джрдано, французский рисовальщик Жак Бланшар.. Особое место в Зале занимают картины «Битва при Лесной» и «Полтавская баталия» работы Пьера-Дени мл.Мартена. Не удивительно, что именно в этом зале в 1757году состоялся торжественный прием в честь вручения Елизавете Петровне знамен и ключей от прусских городов, которая Россия завоевала в ходе Семилетней войны (Восточная Пруссия с Кенигсбергом).

Императрица Екатерина II немного размыла традицию использовать дворцовый ансамбль в Царском Селе как официальную летнюю резиденцию императриц, хотя поручения для обновления внешнего облика все-таки сделала. Екатерина II немало времени проводила в Ораниенбауме, где у нее был дворец «Павильон катальная Горка», Собственная Дача, любимый ею Китайский дворец. В царскосельском дворце Екатерина II также произвела некоторые изменения. 1-ая Антикамера, как собственно 2-ая и 3-я Антикамеры соединялись с Большим Парадным Залом и в них находились гости, ожидающие выхода императрицы. Освещение Антикамеры 2 рядами окон было спроектировано архитектором Растрелли. Потолок 1-ой Антикамеры украшает обширный, живописный плафон на античную тему. Работа называется «Триумф Бахуса и Ариадны» работы живописца венецианской школы Пьетро Градиццы и живописца Антонио Джованни Баттисто Перезинотти. 1-ая Антикамера служила не только представительским и официальным целям. В разное время она использовалась и как пространство для обычной жизни. Императрица Екатерина II нередко использовала 1-ую Антикамеру для опер, комедий, публичных чтений. В 1765 году здесь для императрицы придворными певчими была сыграна французская опера «Летрокер». А в августе 1772 года фрейлинами и придворными кавалерами была сыграна комедия Фонвизина «Бригадир».

3-я Антикамера была парадной приемной, самой ближней к Парадной лестницы в южном крыле дворца. Поэтому высокие гости первым делом попадали в 3-ю Антикамеру. На живописном плафоне 3-ей Антикамеры представлен также сюжет из античной мифологии- «Олимп» работы итальянского мастера Антонио Джованни Баттисто Перезинотти. Во времена императрицы Екатерины II в 3-ей Антикамере был установлен модный в те времена бильярдный стол, в который императрица нередко играла с 2 и 3 игроками. Самый впечатляющий вид на анфиладу парадных залов, отделанных золотом открывался именно из 3-ей Антикамеры. Кроме того, по декоративному оформлению эта Антикамера отличалась от других Антикамер тем, что здесь было установлено целых 4 камина и несколько каннелированных колонн с вертикальными желобками на стволе.

Екатерину II увлекало античное направление в искусстве, поэтому изменение отделки апартаментов Царскосельского дворца она поручила шотландскому архитектору Камерону, который создал для царицы такие шедевры как Лионская и Арабесковая гостиные, Опочивальню, Табакерку (Синий Кабинет), Серебряный кабинет,  Купольная столовая. Все эти новые интерьеры отличались утончённостью декоративного оформления и изяществом отделки. Екатерина II имела не только хорошее образование но и прекрасный вкус. Интересно, что богатые лепные формы своих предшественниц она иронично назвала «взбитые сливки». Сделанная Камероном галерея, примыкающая к дворцу и вовсе оказалась просто непревзойденным творением пространственного решения-тяжеловесный и каменный низ необычным образом превращался в воздушное, наполненное небесной легкостью пространство 2 этажа.

Парадный кабинет Александра I был создан архитектором Василием Стасовым для работы императора Александра I и проведения аудиенций официального характера. Стены кабинета сделаны искусственным мрамором и обработаны мастером Щенниковым. Искусственный мрамор являлся популярным в это время отделочным материалом. Камин для Мраморного кабинета (второе название) был создан скульптором, представителем династии итальянских мастеров по камню Трискорни. Живописец Фридолино Торичели расписал фризы с античными персонажами. После пожара в Мраморном кабинете в 1821 году стеновая отделка была отреставрирована, а мебель поставили из персидского ореха. Обращает на себя внимание фарфоровая ваза Императорского завода где изображен Александр I торжественно въезжающий в 1814 году в Париж. На столе Александра I находятся письменный прибор и пресс-папье из малахита. Рабочий кабинет Александра I предназначался для повседневной работы. На стене висел портрет любимой сестры Екатерины Павловны и друга, прусского короля Фридриха Вильгельма III.

Опочивальня Александра I первоначально строилась архитектором Растрелли для Елизаветы Петровны. Однако окончательная отделка была завершена здесь при Екатерине II. В 1782 году императрица передала Опочивальню любимому внуку Александру. Наверное стены «впитали» теплое отношение бабушки к родному человеку, поэтому Александр I до конца жизни относился к этому месту как чему-то «одушевленному». Перед отъездом в Таганрог 30 августа 1825 года император останавливался здесь последний раз. Обращает внимание, что убранство Опочивальни скромное. Кресла, стулья, комоды из красного дерева. Одиноко стоящая кровать, походного плана в углу. К тому же складная, из деревянного каркаса. Для изголовья откидывались стальные перекладины. Тент из грубого полотна, который был обшит кожей. Кожаный матрац набитый соломой. Две небольшие подушки из алого и зеленого сафьяна.

Зеленая столовая с покоями великого князя Павла Пеетровича и его супруги Марии Федоровны возникла на месте растреллевского висячего сада. Архитектором выступил Василий Неелов, а внутренним архитектурным обликом занимался Камерон, который оформил стены изящными античными фигурами юношей и девушек, медальонами с танцующими амурами, композициями на мифологические сюжеты, дверьми с гротескными орнаментами..

Павильон «Грот» у озера спроектировал по личному распоряжению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли. Павильон предстает перед посетителями в прекрасных светло-голубых оттенках, с золотыми решетками и обилием резных масок на фасаде и лепных аллегорических форм. Здесь и нептун, и и морские тритоны, изображения дельфинов, раковин и морских растений..

Турецкая Баня расположена на противоположном от Павильона «Грот» берегу Большого пруда. Эта постройка восточного типа с позолоченным куполом и примыкающим к ней минаретом выделяется среди построек Царского Села. Интересно, что тематическая постройка с рельефными восточными орнаментами посвящена военным победам России над турками. Хотя первоначально на этом месте по замыслу 1791 года Екатерины II должна была возникнуть Турецкая баня. Ее внук Николай I трансформировал проект бабушки в экзотический павильон на берегу озера, который был посвящен победе русских в Русско-Турецкой войне 1828-1829 г.г. и подписанию Анрианопольскому мирному договору, по которому России присоединялась Анапа и Поти, восстанавливалась российская торговая навигация в проливах Черного моря и ликвидировались некоторые турецкие крепости на Дунае. Место для постройки павильона определил сам император Николай I. Первоначальный эскиз постройки, сделанный Карлом Росси (сделанный им в 1848 году с бани гарема Старого дворца в Эдирне) впоследствии по распоряжению императора доработал молодой архитектор Ипполит Монигетти. Построен павильон был в 1852 году.

Чесменская колонна— дорическая колонна из мрамора, возвышающаяся в центре Большого пруда Екатерининского парка является его яркой доминантой. Императрица Екатерина II поручила знаменитому архитектору Антонио Ринальди спроектировать и воздвигнуть внушительную колонну в честь 3 побед русского флота в русско-турецкой войне 1768-1774 г.г.: Чесменской, Хиосской и Митиленской. Строительство продолжалось в период 1774-1778 г.г. Эти сражения отличали высочайший боевой дух в русском флоте, за счет чего победа была одержана над значительно превосходящими силами турецкого паши Жефир-Бея. Поэтому не случайно, что увенчана колонна орлом, попирающим полумесяц. На сером мраморном пьедестале находятся бронзовые барельефы на которых изображены главные морские сражения в этой войне. Сама колонна стоит на стилобате из гранита. Стилобат в форме пирамиды поднимается прямо из воды, а в центральной ее части сделана за решётчатая арка с каменной лестницей, которая ведет к пьедесталу.

«Камеронова галерея» представляет собой настоящий шедевр искусства архитектуры, это двухэтажное сооружение является составной части ансамбля «Агатового павильона», Холодных бань, Пандуса и Висячего сада. Свое название галерея получила 1885 году, когда историк искусства и библиограф Петров в одной из статей в журнале «Зодчий» назвал «Камероновой галереей» это выдающееся сооружение. Приехавший в 1779 году в Россию англичанин Камерон, начал воплощать замысел Екатерины II создать собирательный образ из греческих и римских шедевров архитектуры.

Отделочным материалом 1-ого этажа, подчеркивающего его тяжеловесность был пудостский камень. При этом оконные проемы первого этажа были немаленькие. Нижний, тяжеловесный этаж являлся основанием для легких, белых 44 колон с изящными ионическими капителями 2-ого этажа. Воздушность и легкость 2-му этажу придают светлые тона, просторные террасы по всей длине 2-ого этажа и отодвинутые от края окна с увеличенными оконными проемами. Таким образом, галерея наглядно демонстрировала философское воплощение извечного главного вопроса бытия о тяжеловесности и бренности материи и воздушности и легкости духа..

Екатерининский парк состоит из 2 частей: пейзажного Английского парка и регулярного Старого (Голландского) сада, основанного, по преданию, самим Петром I. Журналист Павел Свиньин указывал, что Петр I  собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи. В результате голландские мастера садово-паркового дела Роозен и Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на 3 уступах перед царицыным дворцом. На 3-ем уступе в это же время были устроены Зеркальные пруды. На на речке же Вангазе, стекавшей с холма, — еще 2 пруда: Мельничный, вошедший в систему Каскадных прудов и Верхний (Большой). В середине XVIII века Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору; Большой пруд с расположенным на острове увеселительным павильоном (люстгаузом) был обведен аллеями. Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. В это же время вокруг Большого пруда, под руководством архитектора Неелова был разбит пейзажный «английский сад».

Пандус также построен по проекту Камерона в 1780—1787г.г. Опирается пандус на 7 постепенно понижающихся арочных сводов, замковые камни которых украшены изображениями включенными в общую архитектурную среду-Геры, Марса, Зевса, Меркурия, Минервы и Диониса. На парапетах пандуса статуи муз и богов: Каллиопы, Евтерпы, Талии, Мельпомены, Полигимнии, Терпсихоры, Урании и Эрато, Венеры Каллипиги, Флоры и Меркурия. После смерти матери Павел I вывез в Михайловский замок для украшения 2 огромные бронзовые вазы, статуи с пандуса и огромные фигуры Геркулеса и Флоры. При императоре Александре I вазы вернули на место.

Пирамида в Екатерининском парке невысокая и расположена довольно близко к ограде парка в тихом и уединенном месте. Ее воздвигли по указанию императрицы Екатерины Великой на том месте, где похоронены ее любимые собаки: Том-Андерсон, Дюшес и Земира.