English English Русский Русский
English English Русский Русский

Храм Воскресения Христова на кан.Грибоедова и мозаичные шедевры

Фото: Игорь Соболев
Фото: Игорь Соболев

Храм был возведён по указу императора Александра III, строился в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате нападения террориста Граневицкого был смертельно ранен император Александр II. Храм был сооружён как памятник царю на средства, собранные по всей России и освящен 6 августа 1907 года. Одним из архитекторов был Леонтий Бенуа. Также в комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы: Иван Васильевич Штром, Давид Иванович Гримм, Рудольф Богданович Бернгард, Эрнест Иванович Жибер и Роберт Андреевич Гёдике. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. Собор не стал приходским, а находился на государственном содержании (также как и Исаакиевский Собор). Первым настоятелем собора был назначен профессор, русский духовный писатель, протоиерей Пётр Лепорский.
После революции 1917 года финансирование храма прекратилось, поэтому Петр Лепорский обратился с призывом помочь храму гражданам.
В 1931, 1938 г.г. Областной комиссией по вопросам культов выносилось решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством Ленинграда встали совсем другие задачи. В годы блокады в собор свозили погибших ленинградцев, здесь размещали морг… После войны в храме устроили склад декораций Малого оперного театра. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд, который на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас, массой 150 кг пролежал в стропилах 18 лет. В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а спустя 4 года были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. И 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, «Спас на Крови» открылся для посетителей.

Внешний вид собора представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков и архитектуру московского собора Василия Блаженного. Собор является образецом позднего этапа эволюции русского стиля, например, в основании восьмигранного шатра на его стене имеются 8 продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
Если наружной отделке храма использован гранит, кирпич, мрамор, эмали, позолоченная медь и мозаика, то внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 тыс.м2. Крупнейшая в Европе мозаичная экспозиция создавалась в мастерской Владимира Александровича Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как Нестеров, Васнецов, Рябушкин, Беляев.