Храм Воскресения Христова на кан.Грибоедова

Храм был возведён по указу императора Александра III, как православный храм в память того, что что на этом месте 1 марта 1881 года в результате нападения террориста-народовольца Граневицкого был смертельно ранен император Александр II.  Строительство памятника-храма нашло отклик по всей России, поэтому пожертвования на строительство поступали отовсюду. Храм возводился почти 25 лет, в период с  1883 по 1907 г.г. по общему проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. В этом проекте, строящийся храм, по его задуманному «русскому стилю» имел много общих черт с таким памятником русской архитектуры как, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Требование того, чтобы строящийся храм имел черты русской архитектуры (которые были у московских и ярославских церквей 17 века) исходило от императора Александра III, проводившего несколько конкурсов на составление проекта строительства храма. После торжественной закладки храма в 1883 году была создана комиссия по его строительству, возглавляемая сыном убитого императора — Великим князем Владимиром Александровичем. Туда же вошли такие архитектурные мыслители как: Эрнест Иванович Жибер, Иван Васильевич Штром, Давид Иванович Гримм, Рудольф Богданович Бернгард и Роберт Андреевич Гёдике. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано и его освещали 1689 электроламп.

Собор не стал приходским, а находился на государственном содержании (также как и Исаакиевский Собор). Первым настоятелем собора был назначен профессор, русский духовный писатель, протоиерей Пётр Лепорский. После революции 1917 года финансирование храма прекратилось, поэтому Петр Лепорский обратился с призывом к гражданам помочь храму.
В 1931, 1938 г.г. Областной комиссией по вопросам культов выносилось решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством Ленинграда встали совсем другие задачи.

В годы блокады в собор свозили погибших ленинградцев, здесь размещали морг… После войны в храме устроили склад декораций Малого оперного театра. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд, который на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас, массой 150 кг пролежал в стропилах 18 лет. В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а спустя 4 года были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. И 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, «Спас на Крови» открылся для посетителей.

Собор является образцом позднего этапа эволюции русского стиля, например, в основании восьмигранного шатра на его стене имеются 8 продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр.
С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.
Если наружной отделке храма использован гранит, кирпич, мрамор, эмали, позолоченная медь и мозаика, то внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 тыс.м2. Крупнейшая в Европе мозаичная экспозиция создавалась в мастерской Владимира Александровича Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как Нестеров, Васнецов, Рябушкин, Беляев.

МОЗАИКА:

Храм «Спас на Крови» представляет собой не только собирательный образец православного русского храма и образец поздней эпохи в эволюции архитектурного русского стиля. Внутри храм являет полнейшие великолепие, вызывающее неподдельный восторг!  Мозаичная экспозиция внутри является одной из самых крупных коллекций во всей Европе! Мозаичный храм просто непостижим, ибо площадь мозаичных работ внутри составляет 7065м2. Такой огромный объем мозаичных картин создавался по эскизам более 30 профессиональных рисовальщиков-художников, среди которых были Фирс Журавлев, Виктор Васнецов, Николай Харламов, Василий Беляев, Андрей Рябушкни, Михаил Нестеров…