English English Русский Русский
English English Русский Русский

Капелла и дворы капеллы

Фото: Часовской Алексей
Фото: Часовской Алексей

Певчие не только участвовали в богослужениях, таинствах, но и пели на обедах, а так же сопровождали государей во всех поездках, в том числе во время сражений и подготовки к сражениям. Чуть позже на службу певчих стали брать и юных исполнителей, а не только взрослых мужчин. Быть певчим в те времена очень ценилось, потому что певчие обучались грамоте.  Первую русскую школу певчих составили распевщики Федор Крестьянин и Иван Нос, которых привез Иван Грозный из его подмосковной резиденции в Александровой слободе, где располагалась знаменитая школа певчих (иногда ее называют консерваторией). В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Петербург и присоединили к основанномув 1701 году Петром I Придворному хору. Петр I много времени проводил в обществе своих певчих и часто лично исполнял в хоре партию баса. Свидетельство тому – многочисленные записи в походном журнале, указы императора, сохранившиеся нотные хоровые партии, правленые рукой Петра. 16 мая 1703 года Хор государевых певчих дьяков участвовал в торжественном богослужении, посвящённом закладке Петербурга. А в 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. 22 мая 1752 года по указу императрицы Елизаветы Петровны для разнообразия хор был укомплектован 48 взрослыми и 52 малолетними певчими.

21 сентября 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны для нужд Придворного хора в украинском городе Глухове открывается первая специальная школа. С 10 января 1740 года, по её же указу, вводится обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.

К 1829 году Капелла имела в своем составе уже 40 взрослых (18 теноров и 22 баса) и 50 мальчиков по 25 дискантов и альтов, где высокое исполнительское искусство хора определялось тем, чтовсе певцы обладали исключительными голосами, поставленными по лучшей итальянской методике, имели великолепную выучку. Капелла с 1810 занимает комплекс зданий, с одной стороны, выходящий на набережную реки Мойки, 20, а другой стороны на Большую Конюшенную улицу,11. В результате капитальной перестройки 1886—1889 годов современный вид зданий сформировался благодаря архитектору Леонтию Бенуа. В середине XVIII века здесь находились здания деревянного загородного дома гоф-хирурга Х. М. Паульсена и комедиантский дом «Анбар для комедий» швейцарского архитектора Николая Федоровича Гербеля. В 1773 году днрнвянный дом был продан архитектору Ю. М. Фельтену, который вскоре вместо него построил для себя каменный особняк. Леонтий Бенуа при перестройке частично использовал здание Фельтена. Декоративная композиция в виде горизонтальной полосы-фриз концертного зала Капеллы украшают имена 7 деятелей, послуживших напрямую Капелле или русскому церковному пению: Глинка, Разумовский, Львов, Ломакин, Потулов, Бортнянский, Турчанинов.

Уникальность концертного зала Капеллы заключается в том, что он считается одним из лучших в Европе по своей акустике.

В 1796 году директором Придворной певческой капеллы стал композитор, дирижер, певец, создатель классического типа русского хорового концкрта и действительный статский советник Дмитрий Бортнянский. В последующие периоды управляющими Капеллой до революции 1917 года были Дмитрий Дубянский (15 октября 1825 — 12 декабря 1825), Федор Львов (20 марта 1826—1836), Алексей Львов (1837—1861), Николай Бахметев (1861—1883), Сергей Шереметев (1883—1894), Милий Балакирев (1883—1894), Константин Бражников (21 декабря 1894 — 1 апреля 1895), Антон Аренский (30 марта 1895 — 6 мая 1901), Александр Шереметев (1901—1917), Степан Смоленский (1901—1903), Николай Кленовский (1903–1906), НиколайСоловьёв (1906—1912) и Христофор Гроздов (16 марта 1912–1919).

В 1928 году в Капелле был установлен орган фирмы E.F.Walcker, ранее находившийся в Голландской Реформаторской церкви на Невском проспекте.

В начале Великой Отечественной войны хоровая школа, возглавляемая Богдановым, была эвакуирована в Кировскую область. При возвращении из эвакуации в 1943 году школа задержалась в Москве. В сентябре 1941 года во время фашистской бомбардировки одна из неразорвавшихся бомб полностью разрушила Царский павильон Капеллы, после чего он был снесён. В 2000 году по проекту архитектора В. Н. Вороновой Царский павильон построен заново.