English English Русский Русский
English English Русский Русский

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Друзья! Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, Вам потребуется 11 лет жизни, если смотреть 8 часов ежедневно, а на осмотр 1 экспоната — 1 минуту. Поэтому я предлагаю посмотреть самые известные шедевры Эрмитажа по определенному маршруту. Вы увидите, то, что всегда мечтали увидеть и не будете изматывать себя бесконечным переходом между залами, тем более в связи с эпидемией covid-19 в Эрмитаже введены новые правила, по которым движение между залами Эрмитажа предусмотрено только в одну сторону. Маршрут получится следующий: Парадная лестница -Тронный зал — Зал Гобеленов — Галерея Отечественной войны 1812 года — Павильонный зал с часами Павлин — Зал да Винчи — Зал Рафаэля — Лоджия Рафаэля — Малый итальянский просвет — Большой итальянский просвет — Зал Рембранта. Общий маршрут займет приблизительно 2,5 часа.

Галерея 1812 года состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, императора Александра I и его союзников. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами. Галерея задумана императором Александром I как прообраз галереи одного из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти «Битвы народов» при Ватерлоо.
Зал, в котором разместилась галерея, строился с июня по ноябрь 1826 года и был спроектирован архитектором Карлом Росси.
Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших генералов Отечественной войны использовались портреты, написанные ранее. Однако для 13 умерших героев войны 1812 года изображений не нашли- поэтому отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Павильонный зал с часами Павлин-это один из самых изумительных по своей красоте залов Эрмитажа. Он был создан в 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектором Андреем Штакеншнейдером. Зал получился сборной солянкой, где в убранстве переплелись ренессансные, мавританские и античные мотивы. Зал получился разноуровневым, где двухъярусные аркады с легкими белоснежными колоннаминапоминают интерьеры восточных дворцов.
Широкие окна, выходящие в сторону Невы и внутренний двор, нарядный блеск хрустальных люстр и светлый мрамор с позолотой лепного декора — наполняют помещение воздухом и светом. Ажурные золоченные решетки придают залу изящности. В полукруглой нише идеально вписаны овальные медальоны с живописными вставками, а фонтаны-раковины представляют собой вариации Бахчисарайского фонтана слез в Крыму.
Напольные гротескные сцены — копии мозаики, найденной в окрестностях Рима. Здесь есть изображения головы медузы Горгоны и фантастические сцены античной мифологии. Декоративные столы украшены мозаичными столешницами работы итальянских мастеров XIX века, изящные статуи из белого мрамора и золоченной бронзы также дополняют убранство. Часы «Павлин» — шедевр часового, ювелирного, механического и прикладного искусства, являющийся одной из ярчайших жемчужин в коллекциях Эрмитажа. Григорий Потемкин в 1777 году купил в разобранном виде часы английского мастера Джеймса Кокса, которые в России собрал и настроил придворный механик Иван Петрович Кулибин. Диковинные часы сразу привлекли внимание оригинальностью персонажей и яркостью красок, продуманностью и детализацией мелочей. Главными действующими лицами заведенных часов являются: петух – символ утра, сова – символ ночи, павлин — олицетворяющий день и вечер. Маленький часовой механизм помещен под шляпку гриба, на которой вращаются 2 циферблата. Бег секунд отмеряет стрекоза. Висячий сад появился на крыше Эрмитажа в 1773 году, при Екатерине. Висячий, открытый сад Малого Эрмитажа,  над бывшими конюшнями и манежем  соединяет Северный и Южный павильоны Эрмитажа, выглядит так же, как в 1855 году.

Зал Леонардо Да Винчи уникален. Во всём мире сохранилось 15 картин (помимо фресок и рисунков), написанных Леонардо да Винчи — 5 из них хранятся в Лувре, 2 картины в Эрмитаже, 1 во флорентийской Уффици, 1 в мюнхенской Старой пинакотеке, 1 в Кракове Музее Чарторыйских, 1 в Лондонской галерее и 1 в Вашингтонской национальной галерее, а также 3 других в частных галереях. В Эрмитаже находятся: Богородица с младенцем Христом «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Картина с кормящей грудью младенца Богородицей-высший символ чистоты и добра. Картина, датируемая приблизительно периодом написания 1481-1495 г.г. носит название «Мадонна Литта», по имени прежних владельцев — итальянских графов Литта. На картине есть 3 персонаж: младенец Христос сжимает левой ручкой щегла-птичку с красной головкой. По легенде, когда Христос был распят, мимо пролетал щегол и пытаясь облегчить страдания Иисуса, вытащил иголку из его тернового венца. Капелька крови упала на голову щеглу, с тех пор у него красная головка. Щегол символизирует распятие и милосердие. Лицо Богородицы на этой картине явно идеализировано, однако это лицо реальной женщины, поскольку сохранился листок с наброском её лица работы Леонардо.
Другая картина Леонардо Да Винчи-«Мадонна Бенуа», написанная в 1478–1480 годах, получила название в честь своего владельца-архитектора. Эрмитаж приобрел картину у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа — Марии Александровны Бенуа (урожденной Сапожниковой). В это время династия знаменитых архитекторов, художников и коллекционеров уже сотню лет жила в России, сбежав в свое время от жестокой Великой Французской революции 1789 года в Россию. Семья Бенуа установила подлинность картины и продала ее Эрмитажу, чтобы открыть к шедевру путь для широкой публики. Картина также исполнена множества глубоких символов. Например у Богородицы в руке символ невинности-лилия, а у младенца в левой руке красноцвет, символизирующий распятие Иисуса. Сама Богородица изображена женщиной неземной красоты. По легенде, здесь Леонардо изобразил свою мать. Художник был незаконнорожденным ребёнком. И когда Леонардо было всего 3 года отец навсегда забрал сына у матери. Некоторые искусствоведы утверждают, что Леонардо всегда страдал от того, что был оторван от матери и поэтому писал её по своим воспоминаниям в образе Мадонны. Другие искусствоведы утверждают, что причина облика Богородицы гораздо более проста. Леонардо в начале своей самостоятельной творческой карьеры следовал за своим учителем Верроккьо, который писал весьма курносых мадонн.

Зал Рафаэля сразу притягивает 2 картинами: Картина «Мадонна Конестабиле», получила прозвание в честь последнего иностранного владельца, графа Конестабиле, у которого в 1871 году Александр II купил картину для личных покоев императрицы Марии Александровны за астрономическую сумму в 310 тысяч франков.Спустя 3 года по завещанию Марии Александровны шедевр попал в музей.
Картина также получила название «Рафаэлева мадонна», поскольку Рафаэль в образе Богородицы всегда изображал один и тот же женский тип, который художник охарактеризовал фразой: «Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц…». Таким образом, это собирательный образ, составленный из черт многих девушек, наделенных природной красотой. Удивительно, но через несколько лет после его создания, Рафаэль обнаружит реальную девушку в жизни, соответствующую этому образу. Впоследствие, художник стал писать прочих мадонн с неё. Таким образом, перед нами история Пигмалиона и Галатеи в декорациях эпохи Возрождения.
Особую ценность миниатюрному полотну придает его позолоченная рама, созданная по рисунку самого Рафаэля и украшенная гротескными фигурами чудовищ.
«Святое семейство» Рафаэля (Мадонна с младенцем и безбородым Иосифом)-картина изобразившая Богородицу, младенца Христа и Иосифа, земного отца Христа. Это одна из самых загадочных картина Эрмитажа, ведь даже Иосиф изображен в нетрадиционном виде, без бороды. Картина была выполнена на заказ. Заказчик неизвестен. Но видно противоречие между «техническим заданием» заказчика, и конечным образом. Картина сохранила свои свойства как молитвенного образа, ведь Рафаэль был в высшей степени религиозным человеком.
Интересна и дальнейшая судьба этой картины, когда она попала в Эрмитаж в 1773 году, еще при Екатерине Великой, , при покупке собрания Пьера Кроза, которая также принесла потомкам «Данаю» Тициана и Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне и многие другие великие полотна. В XVIII веке эта картина шла дешево, потому что какой-то французский мастер, желая ее отреставрировать, неумело переписал.

Лоджия Рафаэля  возникла благодаря императрице Екатерине II, которая в один из ноябрьских дней глядя на пасмурное небо Петербурга и темные воды Невы захотела устроить у себя во дворце что-то нечто необыкновенное и чудное! Императрица раньше видела в альбоме раскрашенные гравюры Папского дворца в Ватикане. Поэтому ее желание было сделать у себя такую же красоту как и в Ватикане. Екатерина II поручила итальянцу Джакомо Кварнеги совершить короткое путешествие в Ватикан. Итальянский архитектор Кварнеги произвел полный замер лоджий в Ватикане, а группа художников под руководством австрийца Христофора Унтерпергера тщательно скопировала фрески Рафаэля и его школы в галерее Папского дворца. Разумеется, работы велись с личного разрешения Папы. По прибытию в Петербург Кваренги принялся за процесс их воспроизведение, который занял 11 лет. Копии выполнялись темперой на холсте, но внешне выглядели в точности, как фрески. На стенах очень много рисунков в стиле гротеска-диковинные птицы, рыбы, животные, человеческие головы и деревья.

Особое внимание уделено потолочной росписи, где представлено в 13 лоджиях 52 сюжета (по 4 в каждой лоджии) из Ветхого и Нового завета, от первых сцен Сотворения Мира до финальной сцены-Тайной Вечери. Фрески очень выразительно, наглядно и последовательно представляют ветхозаветные и новозаветные события: 1. История создания мира 2. История Адама и Евы 3. История о всемирном потопе 4. История об Аврааме 5. История об Исааке 6. История об Иакове 7. История Иосифа Прекрасного 8. Бегство евреев из Египта 9. История Моисея 10. История Иисуса Навина 11. История царя Давида 12. История царя Соломона 13. История Нового завета

На стенах под зеркалами расположены 10 сцен на библейских сюжетов (в технике гризайли), где самый первый из них, ближе к входу-первое в истории убийство земледельцем Каином своего родного брата пастуха Авеля.
Как напоминание о Заказчице, в центральном своде помещен двуглавый орел с шифром Екатерины II.

Зал Малый итальянский Просвет находятся в здании Нового Эрмитажа, которое было построено в 1851 году специально для музея специалистом по музейной архитектуре, немцем Лео фон Кленце, приехавший в Россию по приглашению императора Николая I. Количество посетителей уже в конце XIX века составляло 50 тысяч человек в год, что неудивительно, ведь в залах всё сделано для удобства размещения картин и комфорта Свет проникает в огромный, красивый зал сверху через стеклянную крышу, стены декорированы гармоничным, красным цветом,а богатый декор заметен на падуге — переходе от плоскости стены к плоскости потолка, светильники выполнены из розоватого камня — отечественного родонита. Зал Большой итальянский Просвет также находятся в здании Нового Эрмитажа и имеет «верхнее освещение». В зале развернута экспозиция итальянской живописи XVII-XVIII веков, в которой можно видеть работы таких знаменитых мастеров, как Джузаппе Мария Креспи (Spagnolo), Франческо Гварди, Джованни Баттиста Тьеполо, Лука Джордано, Антонио Каналя (Каналетто).
Своды изумительного по красоте зала декорированы превосходным лепным орнаментом, в котором преобладают ренессансные мотивы. В зале БОльшого итальянского Просвета, можно видеть мебель, созданную в XIX веке по рисункам Монферрана и Кленце. Зал также украшают изделия русских мастеров-камнерезов.

Зал Рембранта (Рембрант Харменс ван Рейна) представлен самыми яркими работами великого художника. Картина Рембранта «Возвращение блудного сына»-одна из самых загадочных в Эрмитаже. Она отсылает нас в евангельскую притчу о блудном сыне, который забирает половину наследства ещё до смерти отца, быстро проматывает деньги и, и в конец устав от всего, голодный и измученный, возвращается к отцу. Пав на колени, он просится к отцу в услужение, и отец радостно принимает блудного сына, устраивает ради него пир. Старший же сын завидует младшему: он всегда был благочестив, но ради него, старшего, пира не устраивали. Христос объясняет притчу: для Бога-отца важнее один раскаявшийся грешник, чем сотня праведников. Старик на картине — отец, стоящий на коленях человек- блудный сын. После обнаружения голландской гравюры XVI века, где повторена та же композиция, а фигуры подписаны, — оказалось, что 4 дополнительных персонажа на картине – это аллегории Любви, Надежды, Покаяния и Правды.